Цели: уточнить знания учащихся о словосочетании; развивать умения составлять словосочетания из слов, выделять словосочетание из предложений.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– Что вы знаете о словосочетании?
– Назовите главные члены предложения, которые вы подчеркнули.
III. Минутка чистописания.
На доске записаны слова: страшный, ужасный, жуткий, прекрасный, чудовищный.
– Прочитайте слова. Чем они похожи? (Все слова – прилагательные, обозначают признаки предметов и отвечают на вопрос какой?)
– Какое слово лишнее? (Лишнее слово – прекрасный, оно является противоположным по смыслу всем остальным словам. Остальные слова – синонимы, они близки по смыслу.)
– Составьте разные цепочки из гласных букв лишнего слова и согласных, которые обозначают мягкие звуки. Напишите строчку до конца. Из каких букв составите цепочки? (Из гласных букв е, а, ы и согласных букв р, й.)
IV. Словарная работа.
– Найдите верные значения данных слов, соедините стрелочками слова и их значения.
На доске запись:
энергичный |
кто принимает деятельное участие во всём |
активный |
кто проявляет быстроту, живость, решительность действий |
V. Работа над словосочетаниями.
1. Работа над упражнением 106.
2. На доске написаны слова: энергичный …, активный …, красная …, лисьи …, увидел (кого?) …, убежал (откуда?) …, положил (куда?) …, берег (чего?) …, беседа (с кем?) ….
– Напишите словосочетания, подобрав к данным словам подходящие по смыслу.
Мы дружно трудились,
Немного устали.
Быстро все сразу
За партами встали.
Руки поднимем, потом разведем
И глубоко очень
Грудью вздохнем.
Левую ногу поднимем вперед,
И дальше пойдем очень бодро в поход.
3. Работа над предложениями с пропущенными словами:
Солнечные ________ заливают садовые аллеи.
Пёстрый дятел ________ в роще.
– Какой член предложения пропущен в первом предложении? (Подлежащее.)
– Что нам неизвестно, когда пропущено подлежащее? (О ком или о чем говорится в предложении.)
– Какой член пропущен во втором предложении? (Сказуемое.)
– Что неизвестно, когда пропущено сказуемое?
– Подберите подходящие по смыслу слова. (Лучи, живёт или стучит.)
– Запишите предложения, выпишите словосочетания.
VI. Обобщение знаний о предложении.
Выполнить упражнение 105.
VII. Итог урока.
– Чему учились на уроке?
– Что нового узнали?
Домашнее задание. Упражнение 107.