Урок 30. СЛОВОСОЧЕТАНИЕ

0
940
числа

Цели: уточнить знания учащихся о словосочетании; развивать умения составлять словосочетания из слов, выделять словосочетание из предложений.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

– Что вы знаете о словосочетании?

– Назовите главные члены предложения, которые вы подчеркнули.

III. Минутка чистописания.

На доске записаны слова: страшный, ужасный, жуткий, прекрасный, чудовищный.

– Прочитайте слова. Чем они похожи? (Все слова – прилагательные, обозначают признаки предметов и отвечают на вопрос какой?)

– Какое слово лишнее? (Лишнее слово – прекрасный, оно является противоположным по смыслу всем остальным словам. Остальные слова – синонимы, они близки по смыслу.)

– Составьте разные цепочки из гласных букв лишнего слова и согласных, которые обозначают мягкие звуки. Напишите строчку до конца. Из каких букв составите цепочки? (Из гласных букв е, а, ы и согласных букв р, й.)

IV. Словарная работа.

– Найдите верные значения данных слов, соедините стрелочками слова и их значения.

На доске запись:

энергичный

кто принимает деятельное участие во всём

активный

кто проявляет быстроту, живость, решительность действий

V. Работа над словосочетаниями.

1. Работа над упражнением 106.

2. На доске написаны слова: энергичный …, активный …, красная …, лисьи …, увидел (кого?) …, убежал (откуда?) …, положил (куда?) …, берег (чего?) …, беседа (с кем?) ….

– Напишите словосочетания, подобрав к данным словам подходящие по смыслу.

Мы дружно трудились,

Немного устали.

Быстро все сразу

За партами встали.

Руки поднимем, потом разведем

И глубоко очень

Грудью вздохнем.

Левую ногу поднимем вперед,

И дальше пойдем очень бодро в поход.

3. Работа над предложениями с пропущенными словами:

Солнечные ________ заливают садовые аллеи.

Пёстрый дятел ________ в роще.

– Какой член предложения пропущен в первом предложении? (Подлежащее.)

– Что нам неизвестно, когда пропущено подлежащее? (О ком или о чем говорится в предложении.)

– Какой член пропущен во втором предложении? (Сказуемое.)

– Что неизвестно, когда пропущено сказуемое?

– Подберите подходящие по смыслу слова. (Лучи, живёт или стучит.)

– Запишите предложения, выпишите словосочетания.

VI. Обобщение знаний о предложении.

Выполнить упражнение 105.

VII. Итог урока.

– Чему учились на уроке?

– Что нового узнали?

Домашнее задание. Упражнение 107.