Урок 30 И. С. ТУРГЕНЕВ. «МУМУ». ЕДИНСТВЕННЫЙ СЧАСТЛИВЫЙ ГОД В ЖИЗНИ ГЕРАСИМА

0
486

Цели: проследить, как вел себя Герасим в тот год, когда нашел Муму; пронаблюдать, какие черты характера героя проявляются в его отношении к Татьяне и Муму.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания (см. предыдущий урок).

II. Чтение II главы.

Анализ текста по вопросам:

1. Что заставило Герасима так тепло попрощаться с Татьяной?

2. Почему Татьяна, всегда равнодушная, в момент отъезда «…прослезилась и, садясь в телегу, по-христиански три раза поцеловалась с Герасимом»?

3. Что заставило Герасима подхватить тонущего щенка?

4. Объясните фразу «Ни одна мать так не ухаживает за своим ребенком, как ухаживал Герасим за своей питомицей».

5. Расскажите о жизни Муму рядом с Герасимом.

6. Можно ли этот год жизни героя назвать счастливым? В чем заключалось счастье героя? (С момента отъезда Татьяны и появления Муму никаких особых событий не произошло. Герасим спокойно работал, заботился о беззащитном щенке, испытывал радость от привязанности к нему Муму, чувствовал ответственность за свою любимицу. Все это и составляло счастье Герасима: быть кому-то нужным и заботиться о ком-то.)

III. Краткий пересказ текста по плану:

1. Герасим в Москве.

2. Любовь к Татьяне.

3. Отъезд Татьяны и Капитона.

4. Спасение щенка из прибрежной тины.

5. Самый счастливый год в жизни Герасима.

Умный, добрый душой Герасим попытался преодолеть свое одиночество. Ему так же, как и всем людям, хотелось быть счастливым, иметь семью. Но другие, считавшие его ущербность – глухоту и немоту – преградой для полноценной жизни, решили, что ему нельзя иметь семью.

Судьба посылает Герасиму Муму. Именно маленькая собачка теперь составила «семью» героя. Благодаря Муму Герасим год прожил счастливо.

Домашнее задание: подготовить краткий пересказ от IV главы до конца повести.