Урок 30 «ХОЧУ ВОСПЕТЬ СВОБОДУ МИРУ» (СВОБОДОЛЮБИВАЯ ЛИРИКА ПУШКИНА)

0
672

Урок 30 «Хочу воспеть свободу миру» (свободолюбивая лирика пушкина)

Цели: раскрыть понятие «вольнолюбивая лирика»; продолжать обучать анализу стихотворений.

Ход урока

I. Работа по теме урока.

1. Слово учителя.

Одна из важнейших тем лирики Пушкина – тема свободы. Свобода для Пушкина – высшая жизненная ценность, без нее он уже в юности не мог представить своего существования. Свобода – основа дружбы. Свобода – условие творчества. Жизнь без свободы для него окрашивалась в мрачные и зловещие тона. Даже судьба (в значении предопределенности жизни), которая у поэта всегда связывалась с представлением о несвободе (ибо человек, по Пушкину, зависит от ее всевластия), становилась «святым провиденьем», когда сквозь ее тучи брезжил луч свободы. Представления о свободе всегда были основой пушкинского мировоззрения.

Слово «свобода» и близкие ему по смыслу слова «вольность», «воля», «вольный» – ключевые слова пушкинского словаря. Это слова-сигналы, с широким кругом значений, вызывающие разнообразные ассоциации. В любом поэтическом тексте это «знаки присутствия» самого поэта. В лирических произведениях Пушкина эти слова-знаки выражают его мысли о направлении движения и о цели жизненного пути человека, о смысле его существования.

Уже в стихотворениях 1817–1819 гг. свобода становится то высшим общественным благом – предметом «похвального слова» («…хочу воспеть свободу миру», ода «Вольность»), то целью, к которой устремлен поэт вместе с друзьями-единомышленниками («звезда пленительного счастья»), то путем от заблуждений и суетной жизни к «блаженству» истины и мудрости («Я здесь, от суетных оков освобожденный, / Учуся в истине блаженство находить»), то смыслом поэтической «жертвы» («Свободу лишь учася славить, стихаем, жертвуя лишь ей…») и обозначением душевного состояния поэта («тайная свобода»). Свобода для юного Пушкина – не просто слово из словаря вольнодумцев. Свобода – это его точка зрения на мир, на людей и на самого себя.

2. Чтение и анализ стихотворений.

1) Стихотворение «К Чаадаеву».

Само название указывает на жанр стихотворения – это послание. Жанр определяет и композицию – стихотворение построено в форме обращения к другу:

…Мой друг, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!

Оно носит личный, даже интимный характер. Чаадаев – друг, единомышленник, к которому Пушкин обращается как бы перед лицом тех, кто связан узами дружбы и общей целью. Почему поэт призывает отдать отчизне «души прекрасные порывы»? Причина – в ненависти к самодержавию, стремлении к свободе.

Перечитаем конец стихотворения:

Товарищ, верь: взойдет она,

Звезда пленительного счастья,

Россия вспрянет ото сна,

И на обломках самовластья

Напишут наши имена!

Высокий эмоциональный настрой, боевой, мобилизующий на борьбу дух, выраженный в призывных интонациях, – все это создается особыми средствами словесного выражения. Синтаксис стихотворения отличается простотой и стройностью. Инверсия употребляется только в стилистических целях, т. е. как средство художественной выразительности. Своеобразна лексика стихотворения. Выражая в нем идеи декабристов, Пушкин использует слова высокого стиля: «внемлем», «отчизны», «упованье», «воспрянет». Кроме того, в стихотворении есть общественно-политические термины, которые были распространены в дворянских революционных кругах: «гнет», «роковая власть», «вольность», «самовластье».

Изобразительно-выразительные средства усиливают эмоциональный накал стихотворения. Это эпитеты: «под гнетом власти роковой», метафоры: «но в нас горит еще желанье», «пока свободою горим», «на обломках самовластья», «звезда пленительного счастья»; сравнение:

Мы ждем с томленьем упованья

Минуты вольности святой,

Как ждет любовник молодой

Минуты верного свиданья.

Усиливает призывность интонации и ритм: стихотворение написано 4-стопным ямбом. Оно представляет собой 1 строфу, состоящую из 21 строки с разнообразной рифмовкой: первые четыре строки – рифма перекрестная, вторые 4 строки – кольцевая, третьи 4 строки – кольцевая, четвертые 4 строки – перекрестная, последние 5 строк – перекрестная (ababa). Боевой, призывный тон стихотворения создается и чередованием мужских и женских рифм, а также словесной инструментовкой центральной части стихотворения: горим, друг, прекрасные порывы.

– Что возникает в финале стихотворения? (Возникает образ будущего, в котором небо подает весть об обновлении России, о наступающей поре свободы («звезде пленительного счастья»); Россия, словно богатырь, «вспрянет ото сна», а свободные люди увековечат память о тех, кто страстно верил в свободу, «на обломках самовластья». Пушкин не имел в виду падения монархии, «самовластье» у него – это тирания, деспотизм.)

2) Стихотворение «Анчар».

А вот следующее стихотворение может быть прочитано и как философская притча, отразившая мысли поэта о добре и зле, о власти и человеке, и как политическая аллегория (хотя сам Пушкин протестовал против аллегорического истолкования стихотворения). В контексте современных экологических проблем символика «Анчара» приобретает новый смысл: вмешательство человека в жизнь природы, познание им разрушительной силы «смертной смолы» ведут к обострению конфликтов между людьми, к гибели человечества.

Стихотворение «Анчар», написанное в 1828 г., свидетельствовало о верности Пушкина идеям декабризма.

В основе его – древняя легенда о дереве смерти. Идейный смысл стихотворения выражен с предельной точностью: путь к анчару – подвиг. Дело ведь не в смелости и не в верности раба, а в его послушании, то есть в предельном подчинении его чужой воле, «властному взгляду» (даже не «властному слову»).

Стихотворение построено на контрастах, прежде всего в композиционном отношении: древо смерти – и идущий к нему человек, раб – и владыка. В восьмой строфе контраст выражен с наибольшей силой:

И умер бедный раб у ног

Непобедимого владыки.

Казалось бы, стихотворение завершено, противоречие раскрыто. Но Пушкин находит новый, еще более трагический поворот темы: ради чего погиб бедный раб, ради чего совершен его хотя и подневольный, но подвиг? И последняя строфа еще более расширяет идейный смысл стихотворения. Владыке нужны послушные, как раб, стрелы, чтобы он с ними

…Гибель разослал

К соседям в чуждые пределы.

Гуманистический пафос здесь достигает особенной силы. композиция, построенная на контрастах, передает накал общественной борьбы, который только что нашел свое выражение в восстании декабристов 1825 г., и в то же время в этих контрастах выражается характер лирического героя, смело и непримиримо обнажающего всю остроту противоречий деспотического строя.

Стихотворение написано 4-стопным ямбом. Композиционно его можно разделить на 4 части: первые 5 строф – описание анчара. Первые 2 строки шестой строфы – приказ владыки; далее – описание судьбы раба; последняя, девятая, строфа говорит о царе.

Звучание стиха резко меняется при переходе ко II композиционной части. Здесь от описания анчара Пушкин переходит к основному противоречию, к основному конфликту. Здесь – центр трагедии, потрясшей лирического героя. Как же звучит его голос? Пушкиным собраны тут все средства звуковой выразительности.

Повторение слов естественно сменяется повторением звуков ([а]: Послал к анчару властным взглядом).

Третья часть – это история раба, и она имеет интонационную и ритмическую концовку.

Единство всех элементов и определяет художественную силу и убедительность речи литературного героя – носителя переживания, составляющего непосредственное содержание стихотворения «Анчар».

3. Стихотворение «Арион».

Море – любимый образ Пушкина, символ веры поэта.

В чем тайна пушкинского моря? Почему оно столь контрастно: то «смиренный парус рыбарей хранит» и, стало быть, как он, смиренно; то «взыграет неодолимо»? Как входят в него человеческие судьбы? Вот сколько вопросов. А ответить на них нам поможет «море», заполненное людьми, образы которых становятся зримее, ярче мятежного пейзажа – символа свободы.

Догадались? Мы читаем «Арион» Пушкина.

– Как построил поэт свой «Арион»? Море и челн с пловцами фигурируют в стихотворении… А кто же все-таки его герои?

(Подготовленный ученик может напомнить древнегреческий миф об Арионе, поэте, спасенном и вынесенном на берег дельфином.)

– В чем смысл заглавия? Сравните стихотворение Пушкина с греческим мифом.

– Почему стихотворение, посвященное «пловцам», тем не менее отдано «таинственному певцу», если угодно – себе: «Пловцам я пел…»?

– Как вы встретили развязку стихотворения? Неожиданна ли она? Поняли ли вы поэта: почему он завершил стихотворение спасением певца, только его одного: «Лишь я, таинственный певец, на берег выброшен грозою…»?

II. Итог урока.

Домашнее задание: выучить одно из стихотворений наизусть, подготовить анализ стихотворения.

поурочные планы, 9 класс, литература