Эпиграф к уроку:
В древние времена совершенно мудрые, видя, что человек по своей природе зол, и зная, что он распущен, идет по неправильному пути, стремится к беспорядку и не поддается умиротворению, именно поэтому и создали власть правителя, чтобы следить за людьми; разъяснили основы ритуала и долга, чтобы воспитывать людей; выработали законы и систему управления, чтобы господствовать над людьми; ввели наказания, чтобы пресекать преступные действия людей.
Сюнь-цзы
Тип урока: комбинированный.
Цель: дать представление учащимся о государстве и о том, что значит быть гражданином своей страны.
Учащиеся должны знать, что:
1) на определенном этапе исторического развития возникают специальные группы людей, которые осуществляют управление обществом;
2) существуют разные объяснения причин возникновения государства;
3) государство распространяет свою власть на население, живущее в пределах определенной территории;
4) по форме правления государство может быть монархией или республикой;
5) по формам территориально-государственного устройства различают унитарные и федеративные государства;
6) выделяют три типа режима: авторитарный, тоталитарный, демократический;
7) гражданство – устойчивая правовая связь человека с государством.
Учащиеся должны понимать, что такое:
1) государство;
2) суверенитет;
3) монархия;
4) республика;
5) унитарное государство;
6) федеративное государство;
7) авторитаризм;
8) тоталитаризм;
9) демократия;
10)гражданство.
Учащиеся должны уметь:
1) называть различные точки зрения на причины появления государства;
2) объяснять основные понятия;
3) характеризовать основные отличия конституционной монархии от абсолютной;
4) определять, как связаны права и обязанности гражданина.
Ход урока I. Проверка домашнего задания.
Опрос.
1. Что такое политика? Какую роль она играет в жизни общества?
2. Что входит в сферу политики?
3. Каковы признаки власти?
4. Каковы главные особенности политической власти?
5. Назовите причины возникновения политических организаций.
6. Что такое политическая партия и каковы цели ее создания?
II. Изучение нового материала.
ПЛАН
1. Происхождение государства.
2. Признаки государства.
3. Формы государства.
4. Политический режим.
5. Наше государство на современном этапе.
6. Гражданство.
Задание 1. Прочитайте высказывания, определите, что такое государство, каковы причины его возникновения.
1. «Государство существует не для того, чтобы превратить жизнь в рай, а для того, чтобы она не стала адом». (Владимир Соловьев.)
2. «Государство – не что иное, как намордник для усмирения плотоядного животного, называющегося человеком, и для придания ему отчасти травоядного характера». (Артур Шопенгауэр.)
3. «Одна из миссий государства – спасти человека от коллективизма, поглощающего личность, не знающего границ своим притязаниям, и готового забрать человека целиком». (Николай Бердяев.)
4. «Ни одно общество не может существовать без власти, силы и законов, потому что люди добиваются не того, что им подсказывает разум, а что требуют страсти и душевные аффекты».(Бенедикт Спиноза.)
5. «Власть от Бога, а Бог – от власти». (Аркадий Давидович.)
6. «Если противоречие частных интересов сделало необходимым установление общества, то соглашение этих самых интересов сделало возможным такое установление». (Жан Жак Руссо.)
7. «Государство не может быть органом какого-нибудь класса, оно есть продукт равнодействующей всех общественных сил». (Николай Бердяев.)
8. «Государство подминает под себя все сферы общественной жизни». (Ортега-и-Гассет.)
9. «Положение, что всякое государство есть аппарат насилия, а не координации, влияния, работает на определение тоталитарных режимов». (Леонид Гозман, Александр Эткинд.)
10. «Государство – учреждение для обеспечения внутреннего мира и внешних войн». (Иосиф Левин.)
Задание 2. Используя текст учебника, выпишите теории возникновения государства. Выскажите свое отношение к ним.
Задание 3. Расставьте по степени значимости приведенные факторы, обусловившие возникновение государства.
а) общественное разделение труда, выделение управленческого труда;
б) возникновение частной собственности, общественных классов, эксплуатации одними людьми других;
в) географические факторы: ландшафт, естественные природные ресурсы, границы, водные пути;
г) демографические и этнические факторы: численность населения, его плотность, образ жизни;
д) психологические и ментальные факторы: государство – плод человеческого разума, психики, эмоций;
е) антропологические факторы: государственная форма общежития – потребность человека, условие его выживания;
ж) экологические факторы: климатические условия, плодородные почвы;
з) внешние факторы: внешние угрозы, опасность войны или сама война, заимствование опыта развития других стран.
Обоснуйте свой выбор.
– Рассмотрите схему 1, сделайте выводы о факторах образования государства.
Слово учителя.
Государство – особая организация политической власти, обладающая своими отличительными чертами и признаками.
Признаки государства:
2. Единство территории.
3. Аппарат публичной власти.
4. Налоги и займы.
5. Издание законов.
Задание 4. Изучая раздел «Формы государства» в § 25, составьте схемы:
а) формы правления;
б) формы национально-государственного устройства;
в) политические режимы.
Запишите и объясните значение терминов:
а) монархия;
б) республика;
в) федерация;
г) унитарное государство;
д) авторитаризм;
е) тоталитаризм;
ж) демократия.
Изучение вопроса о гражданстве осуществляется с помощью решения задач.
-Решите задачи:
1) Мать новорожденного Кирилла является гражданкой РФ, его отец – гражданин США. Отец настаивает на получении гражданства своей страны, а мать – своей. Родители не могут прийти к соглашению по вопросу о гражданстве ребенка. Гражданином какой страны будет Кирилл, если известно, что родилс он в России?
2) Максимов подал ходатайство на имя Президента РФ о приеме его в российское гражданство. На территории России он непрерывно проживает 4 года. Может ли быть удовлетворено его ходатайство?
1) 18-летний Солдатенко захотел выйти из гражданства России. Но на днях он получил повестку о призыве на срочную службу в армии. Будет ли удовлетворено ходатайство Солдатенко?
III. Закрепление.
Разбившись на 4 группы, по количеству заданий на с. 154, ответить на вопросы заданий. Свои ответы аргументировать.
Домашнее задание: § 25.