Цели: уточнить представление учащихся об особенностях текста; развивать умение правильно употреблять предложения в тексте.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– Прочитайте предложения, которые вы составили со словами-отгадками.
III. Минутка чистописания.
На доске записаны слова: муравей, ласточка, радуга, сестра, бабочка.
– Прочитайте. Назовите лишнее слово.
(Лишнее слово – радуга – неодушевленный предмет, отвечает на вопрос что?, все остальные слова отвечают на вопрос кто? и обозначают одушевленные предметы.)
– Составьте разные цепочки из согласных букв лишнего слова. Начинайте писать каждую цепочку с большой буквы.
Рдг Грд Дгр …
IV. Обобщение знаний о тексте.
1. Беседа по вопросам:
– Какой вопрос вам приготовил Почемучка?
– Что вы ему ответите?
2. Работа над упражнением 9.
3. Чтение сведений по языку на с. 6.
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки нагнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем:
Крылья сложили назад.
4. Составление текста по опорным словам.
В сентябре
Осень, ветерок, растут, красные гроздья, жёлтые опята.
– О чем вы будете составлять текст?
– Прочитайте его название.
Учитель предлагает вспомнить и рассказать, какой дует ветерок ранней осенью, про что в этом тексте можно сказать растут, на каком дереве красуются яркие красные ягоды.
5. Деление текста на части.
Работа над упражнением 11.
– О чем говорится в тексте? (В тексте говорится о полезных делах, которые школьники выполняли летом.)
– На какие две части можно разделить этот текст? (Первая часть – сбор лекарственных трав, вторая часть – посадка ёлочек.)
– Как одна часть текста отделяется от другой? (Каждая часть пишется с красной строки.)
Выяснение смысла названий: лекарственная трава, подорожник.
V. Итог урока.
– Что вы знаете о тексте?
– Как отличить текст от набора предложений?
Домашнее задание. Упражнение 12.