Урок 3. Синтаксический разбор. Пунктуационный разбор
Цель: закрепить навыки синтаксического и пунктуационного разбора предложения, пунктуационные навыки.
Методические приемы: повторение пройденного Материала, выразительное чтение, пересказ текста, беседа по вопросам, графи ческое оформление орфограмм, подготовленный диктант.
Ход урока
I . Орфографическая разминка
– Приведите примеры орфограмм (лучшие примеры записы ваем):
проверяемые безударные гласные в корне слова (цепочка – цепь, очаровательный – чары, честолюбие – честь);
непроверяемые гласные и согласные (привет, вокзал, веять);
проверяемые согласные в корне слова (просьба – просить, варежка – варежек, будка – будочка);
непроизносимые согласные в корне слова (чувство, поздно – опоздать, лес/яно – лесть; но участвовать – часть).
II. Проверка домашнего задания
Выразительное чтение стихотворения (упражнение 8).
Пересказ текста своими словами.
Разбор орфограмм.
Синтаксический разбор предложения (на доске). Меж редеющих верхушек показалась синева.
Устный разбор: предложение простое, повествовательное, невосклицательное, распространенное. Грамматическая основа – по казалась синева. Второстепенные члены: обстоятельство меж: вер хушек, определение редеющих.
5. Подготовленный диктант (упражнение 9).
Дополнительное задание: подчеркнуть грамматические основы
во всех предложениях.
III . Повторение темы «Синтаксический разбор»
Разбор предложений (на доске), построение схем, объяснения орфограмм:
Ранние предания о Петре Первом связаны с походами на Азов. Что ты, осень, рано в гости к нам пришла? Воздух v oice обжигает лицо легким морозом, и трава седеет от первого утренника.
IV . Повторение темы «Пунктуационный разбор»
1 . Беседа по вопросам (с. 6 учебника).
Комментарий. Предложение завершают точка, многоточие, вопросительный и восклицательный знаки.
Вопросительный и восклицательный знаки в конце предложения могут стоять одновременно, если предложение по цели высказыва ния вопросительное, а по интонации – восклицательное:
Что же это с тобой происходит?!
(Обратим внимание учеников на порядок знаков.)
Запятая между однородными членами не ставится, если они соединены одиночным союзом «и» или «да» в значении «и».
2. Выполнение упражнений.
Упражнение 10: устно.
Упражнение 11: комментированное письмо. Первое предложе ние записываем на доске.
Домашнее задание
Вопросы с. 7.
Упражнение 12.