Цели: ознакомление с произведениями изобразительного искусства; систематизация первоначальных представлений о деревьях и листьях; воспитание интереса к изучению родной природы, обогащение представлений о красоте осенних листьев.
Оборудование:
Изобразительный ряд: репродукции – В. Д. Поленов «Золотая осень», И. И. Левитан «Золотая осень»; образец педагогического рисунка «Осенние листья» (акварель); коллекция осенних листьев – клена и дуба (по количеству учащихся в классе).
Литературный ряд: стихотворение В. Политова «В лесу».
Ход урока
I. Организация класса.
1. Приветствие учащихся.
2. Проверка готовности к уроку.
3. Подготовка красок к работе.
II. Постановка темы урока.
Учитель. Сегодня на уроке продолжаем работать над темой «И снова осень к нам пришла», мы выполним листья дуба и клена акварелью.
III. Актуализация знаний учащихся.
Учитель. Мы с вами недавно ходили на экскурсию в парк.
Какие у вас остались впечатления? (Ответы детей.)
IV. Вводная беседа.
Как изменились деревья после лета?
Есть ли изменения в характерных очертаниях и цветовой гамме окраски кроны, листьев и стволов?
Как вы считаете, в чем заключается особенность осени?
В чем состоят изменения осенней природы?
Учитель. Послушайте стихотворение:
В ЛЕСУ
Придёшь в осенний лес,
Пронизанный лучами,
И видишь там и здесь
Уже следы печали.
Сорвётся спелый лист
В задумчивом покое.
И только слышен свист
Синицы над рекою.
И тёмный водоём
Пустым окном мерцает.
И лес – как тихий дом,
Покинутый жильцами.
В. Политов
Какие чувства у вас возникли при прослушивании этого стихотворения?
Верно, это спокойное, лирическое стихотворение немного грустное и печальное. Ведь впереди будет длинная холодная зима, когда природа на определенное время заснет под снежным покрывалом.
V. Анализ произведений изобразительного искусства.
Слово учителя. На прошлом уроке мы рассмотрели репродукцию картины известного русского пейзажиста.
Кто запомнил фамилию этого художника?
А как называлась картина, написанная Иcааком Ильичем Левитаном?
Перед вами еще одна репродукция картины, которая близка по сюжету и по времени ее создания работе, рассмотренной на прошлом уроке. Но главное, что и эта работа написана русским художником и названа так же – «Золотая осень». Автор этой картины – Василий Дмитриевич Поленов (1844–1927).
Данная картина, как и работа Левитана, представляет собой пейзаж. Эти пейзажные картины заключают в себе широкий, необозримый простор.
На картине В. Д. Поленова «Золотая осень» мы видим излучину реки, высокий берег, поросший лесом, и дали, дали до самого горизонта. Передний план – поляна с протоптанной через нее тропинкой, молодой березняк, кое-где краснеют лисья осины, еще не утратили своих сочных красок зеленые кроны дубов. Нежарко греет осеннее солнце. Его мягкие лучи озаряют все вокруг спокойным, ровным светом. Пейзаж Поленова при всем его размахе, при всей масштабности достаточно интересен. Представляется, что мы как бы идем по тропинке над рекой.
В картине изображен уголок Подмосковья, знаменитые своей красотой места под Тарусой, близ города Серпухова, где Поленов жил и работал многие годы.
Его пейзаж написан с высокого берега реки; внимательно и любовно всматривался художник в жизнь осенней природы.
Пейзажи Левитана и Поленова – выражение лирических раздумий их создателей.
Какая из представленных картин вам нравится больше?
Почему эта картина вам нравится больше?
На первый взгляд может оказаться, что нет никакого особого различия в подходе к решению образа русской осени в творчестве Левитана и Поленова. Оба художника создали картины, в которых изображено огромное пространство, оба точно и поэтично передали приметы золотой осени.
И все же название «Золотая осень» мы связываем, прежде всего, с произведением Левитана.
VI. Работа над новым материалом.
Учитель. На прошлом уроке мы анализировали форму и строение листьев дуба и клена. Давайте теперь рассмотрим их цветовую окраску.
Какой цвет преобладает в этих листьях?
Верно, в обоих листьях присутствует желтый цвет. Только оттенки этого цвета различаются между собой. Цвет у листа дуба желто-зеленый, с примесью коричневого. А у клена в желтом цвете присутствует оранжевый.
А какие еще цвета вы увидели в этих листьях?
Чтобы передать красоту этих листьев, надо брать чистые, прозрачные краски. Необходимо слегка дотрагиваться до бумаги и легкими прикосновениями кисти передавать нежный тон лепестков. Кроме того, надо постараться передать характерные для каждого из листьев оттенки.
Во время работы также надо передавать в рисунке соотношение «теплых» и «холодных» цветов. Это необходимо для грамотного выполнения работы, и это помогает художнику выполнить работу более реалистично и красиво.
Я надеюсь, что и вам удастся передать красоту этих осенних листьев.
VII. Педагогический рисунок.
Учитель объясняет последовательность выполнения рисунка и показывает на образцах.
– Внимательно посмотрите, как я выполню рисунок листа дуба акварелью (см. Приложение 1):
1. Залью лист светло-желтым цветом. Для этого лист бумаги лучше положить на слегка наклоненную поверхность. Тогда краска будет плавно стекать, и на бумаге не будут образовываться неровности. Эти неровности зачастую очень портят качество акварельных работ, ведь излишек краски устремляется во впадины и там высыхает, образуя некрасивые пятна.
2. После высыхания красочного слоя работаю над каждым отдельным фрагментом листа.
Для листа дуба надо подобрать дополнительный оттенок. Только в этом случае он будет уже зеленого цвета. Легкими прикосновениями накладываем эти мазки на отдельные участки листа дуба.
3. Теперь коричневым цветом проработаю более темные участки на листе. Для этого внимательно сравнивайте свой рисунок с настоящим листом дуба.
4. Завершим работу проработкой жилок и черенка листика. Для этого можно не только работать коричневым цветом, но и смешивать коричневый с синим, красным и темно-зеленым цветами. Тогда получатся более темные цвета очень интересных оттенков. Рисунок закончен.
А теперь посмотрите, как я выполню рисунок листа клена акварелью (см. Приложение 2):
1. Залью лист также светло-желтым цветом.
Для чего надо лист бумаги класть на слегка наклоненную поверхность?
Верно, чтобы краска плавно стекала и на бумаге не образовывались неровности.
2. После высыхания красочного слоя работаю над дополнительными оттенками этого листика. Кленовый лист более нарядный, чем дубовый. Для того чтобы сделать его более ярким, надо в отдельных местах проложить дополнительные цветовые оттенки. Поэтому достаточно очень светлым тоном выполнить мазки оранжевой краской в соответствии с тем, где располагаются эти оттенки на натуральных листьях.
3. У кленового листа очень выразительные кончики листьев. Коричневым цветом надо каждый из этих кончиков проработать более темным цветом. Не забывайте о необходимости передачи характерных очертаний и цветовой окраски листа клена. Для этого внимательно сравнивайте свой рисунок с настоящим листом клена.
4. Последняя стадия работы над листом клена – передача с помощью «холодных» и «теплых» оттенков не только цветовой окраски листа, но и его жилок и черенка. Для этого работаем со сложными цветами – коричневым цветом с добавлением синего, красного и темно-зеленого. Рисунок закончен.
VIII. Самостоятельная работа учащихся.
Задание. Выполните самостоятельно рисунки листьев дуба и клена. Постарайтесь передать красоту этих листьев с помощью «холодных» и «теплых» оттенков. (См. Приложение 3.)
IX. Итог урока.
1. Выставка работ учащихся.
Учитель. Перед вами выставлены лучшие работы ваших одноклассников. При выполнении этих работ ребята показали, насколько у них хорошо развито чувство цвета, они старательно определяли цветовую гамму, составляли на палитре не только основной, но и дополнительные цвета.
2. Обобщение изученного материала.
Учитель. Во время работы многие из вас следили за тем, чтобы передать в своем рисунке соотношение «теплых» и «холодных» цветов.
Скажите, а зачем это нам было нужно?
Верно, грамотное соотношение «теплых» и «холодных» цветов помогает художнику выполнить работу более реалистично.
Кто запомнил фамилии художников, назвавших свои картины «Золотая осень»?
Верно, это И. И. Левитан и В. Д. Поленов.