Урок 3 ОБРЯДОВЫЙ ФОЛЬКЛОР. ВЕСЕННИЕ, ЛЕТНИЕ И ОСЕННИЕ ПЕСНИ

0
481

Цели: продолжить знакомство с обрядовым фольклором; работать над выразительным чтением песен, обогащать лексикон учащихся.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

Беседа по вопросам:

1. Что такое фольклор? Какой фольклор называется обрядовым?

2. Что такое колядки? Когда и где они исполнялись? В чем их отличие от других песен?

II. Изучение нового материала.

1. Слово учителя.

Мы продолжаем знакомство с обрядовым фольклором: сегодня услышим песни весны, отведаем выпеченных из теста жаворонков и куликов, поводим хоровод у березки, «завьем бороду» из стеблей собранного урожая. Без помощников мне здесь никак не обойтись.

Итак, закончились рождественско-новогодние праздники, пронеслась веселая обманщица Масленица, пришла Весна-красна и зазвенели по земле веснянки. Их не пели, а кликали (выкликали, выкрикивали), взобравшись на пригорки, крыши. В них призывали весну и расставались с зимой.

2. Исполнение веснянки (инсценировка).

Выходит подготовленная группа учащихся: впереди – Весна с лукошком, в котором лежат выпеченные из теста птички, за ней – 3–4 ученика с прикрепленными на нитки «птичками»; они подкидывают этих вестников весны, чтобы они «летели» по ветру, и выкликают:

Весна, весна красная,

Приди, весна, с радостью,

С великой милостью,

Со льном высоким,

С корнем глубоким,

С хлебами обильными.

– Чувиль-виль-виль,

Жавороночек,

Принеси весну

На своем хвосту,

На сохе, бороне,

На ржаной копне,

На овсяном снопе.

Учитель комментирует действия ребят. Исполнители веснянки угощают всех выпечкой.

3. Празднование Троицы (инсценировка).

Учитель. Расцвела земля-матушка, зазеленела белоствольная красавица, повели вокруг березоньки девицы красные хороводы.

Выходит следующая подготовленная группа, девочки водят хоровод под песню «Во поле березка стояла…»

Праздник этот на Руси назывался Троицей. Связан он был с расцветающей, входящей в силу природой.

Давайте прочитаем, как же он отмечался.

Чтение фрагмента статьи учебника.

4. Обряды окончания жатвы (инсценировка).

Последний календарно-обрядовый цикл был связан со сбором урожая. Обряды эти совершали в тот день, когда заканчивали уборку хлеба. Окончив жатву, обычно «завивали бороду», то есть завязывали последнюю горсть стеблей веночком, чтобы сила земли не скудела.

Третья подготовленная группа демонстрирует свои веночки из колосьев.

После этого катались по жатве, чтобы восстановить силы, растерянные в дни страды. Потом с последним снопом, распевая песни, торжественно шли домой.

Дети с колосьями читают по ролям.

1-й ученик. Жали мы, жали,

Жали-пожинали, –

Жнем молодые,

Серпы золотые.

Нива долговая,

Постать широкая;

2-й ученик. По месяцу жали,

Серпы поломали,

В краю не бывали,

Людей не видали.

1-й ученик. И говорило аржаное жито,

В чистом поле стоя,

В чистом поле стоя:

2-й ученик. Не хочу я, аржаное жито,

Да в поле стояти.

Да в поле стояти,

Не хочу я, аржаное жито,

Да в поле стояти –

Колосом махати!

1-й ученик. А хочу я, аржаное жито,

Во пучок завязаться,

В засенку ложиться,

А чтоб меня, аржаное жито,

Во пучок взвязали,

Из меня рожь выбирали!

5. Словарная работа.

Записать в тетрадях:

долговая – длинная;

пóстать – обработанное поле;

аржаное жито – рожь.

III. Обобщение по теме.

Беседа по вопросам:

– Символом каких песен была березка? Когда они исполнялись?

– Какие календарно-обрядовые песни можно назвать самыми веселыми? Когда они исполнялись?

– Обратите внимание на нежность, музыкальность песен; найдите повторы, обращения, эпитеты.

– Объясните значение слов:

жито (всякий хлеб в зерне или на корню);

толокно (мука из поджаренного (предварительно заваренного) очищенного овса);

лапти (плетеная обувь из лыка, охватывающая только ступню ноги);

серп (ручное орудие в виде изогнутого полукругом мелко зазубренного ножа для срезания хлебных злаков с корня);

жать (срезать под корень).

Подготовка и выразительное чтение одной из песен.

IV. Подведение итогов урока.

Домашнее задание: читать песни, ответить на вопросы учебника.