Урок 3. Делители и кратные

0
594

Цели: закрепить умения нахождения делителей и кратных чисел; развивать грамотную математическую речь; проверить знания и умения учащихся по изученному материалу.

Информация для учителя Историческая справка. Создать в классе уголок, куда помещать информацию из этого раздела.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Сообщение темы урока

— Решив анаграмму, вы прочитаете тему нашего урока.

ЕИЕИЛТЛД и КРТНЕЫА (Делители и кратные.)

— Запишем ее в тетрадь.

III. Устный счет

1. № 22 стр. 7 — решить устно, записав на лист только ответы. Взаимопроверка (ответы записаны на закрытой части доски).

— Кто не согласен с моими ответами? (Если у учащихся есть ошибки, то вспомнить правила действий с десятичными дробями.)

2. Назовите:

а) три числа, для которых 18 будет кратным;

б) три числа, которые будут кратными числа 18;

в) все числа, для которых число 12 будет кратным.

3. Спутник Земли делает один оборот за 1 час 40 минут, а второй оборот — за 100 минут. Как это получается? (1 ч 40 мин = 100 мин.)

4. Устно разобрать № 13 из домашнего задания.

Например, число 9 · 3 = 27, 27 кратно 9 и 27 кратно 3, следовательно, произведение двух натуральных чисел кратно каждому из множителей.

— Приведите свои примеры.

IV. Индивидуальная работа

Два человека работают у доски по индивидуальным карточкам, в это время с остальными учащимися проводится устная работа. В конце работы всем учащимся предлагается проверить правильность выполнения заданий.

1 карточка

1. Неизвестное слагаемое равно:

а) слагаемое — сумма;

б) сумма — слагаемое;

в) сумма + слагаемое.

2. Неизвестное уменьшаемое равно:

а) разность — вычитаемое;

б) вычитаемое — разность;

в) вычитаемое + разность.

3. Неизвестный делитель равен:

а) делимое разделить на частное;

б) частное умножить на делимое;

в) частное разделить на делимое.

2 карточка

1. Неизвестный множитель равен:

а) произведение : множитель;

б) произведение — множитель;

в) множитель: произведение.

2. Неизвестное вычитаемое равно:

а) уменьшаемое + разность;

б) уменьшаемое — разность;

в) разность — уменьшаемое.

3. Неизвестное делимое равно:

а) делитель · частное;

б) делитель : частное;

в) частное : делитель.

V. Закрепление изученного материала

1. № 4 стр. 5 (устно с обоснованием ответов).

Ответ: а) да, 15 – делитель 105, так как 105 делится на 15 без остатка, 105 : 15 = 7; б) да, частное 105 : 15 является делителем числа 105, так как при делении 105 на 15 получается 7.

2. № 7 (а, г) стр. 5 (устно).

3. № 11 работа в парах.

Делители числа 6: 1, 2, 3. 1 + 2 + 3 = 6.

Делители числа 28: 1, 2, 4, 7, 14. 1 + 2 + 4 + 7 + 14 = 28.

Делители числа 496: 1, 2, 4, 8, 16, 31, 62, 124, 248. 1 + 2 + 4 + 8 + 16 + 31 + 62 + 124 + 248 = 496.

4. Повторить понятие координатного луча.

(Работа на доске и в тетрадях с подробным комментированием),

а) № 10 стр. 6; б) № 17 стр. 7.

VI. Физкультминутка

Любые упражнения выполняются при условии мысленного и эмоционального настроя на формирование красивого, здорового и «умного» тела.

Быстро встали, улыбнулись.

Выше-выше потянулись.

Ну-ка, плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Вправо, влево повернитесь,

Рук коленями коснитесь.

Сели, встали. Сели, встали.

И на месте побежали.

VII. Работа над задачей

1. У продавца имеется много гирь весом 3 кг и 5 кг. Может ли он взвесить товар массой 29 кг? (Может.)

Решение:

Числа, кратные числу 3: 3, 6, 9, 12, 15,…

Числа, кратные числу 5: 5, 10, 15, 20, …

Продавец может взять 3 гири по 3 кг и 4 гири по 5 кг: 3 · 3 + 5 · 4 = 29 (кг).

2. Можно ли 64 ручки разложить поровну, ответ обоснуйте:

а) в 10 наборов; в) в 16 наборов;

б) в 32 набора; г) в 22 набора?

VIII. Самостоятельная работа (10 мин)

Вариант I

1. Запишите в порядке возрастания все делители числа 36.

2. Запишите кратные числа 14, но меньшие 50.

3. Запишите 3 числа, кратные числу п.

4. Назовите три натуральные числа, для которых число 24:

а) будет кратным; б) будет делителем.

5. Докажите, что число 65 484 кратно числу 321, а число 432 является делителем числа 218 592. (65 484 : 321 = 204, 218 592 : 432 = 506.)

Вариант II

1. Запишите в порядке убывания все делители числа 24.

2. Запишите кратные числа 25, но меньшие 101.

3. Запишите 3 числа, кратные числу t.

4. Назовите три натуральные числа, для которых число 36:

а) будет кратным; б) будет делителем.

5. Докажите, что число 37 515 кратно числу 123, а число 543 является делителем числа 219 915. (37515 : 123 = 305, 219 915 : 543 = 405.)

IX. Подведение итогов урока

— Какое число и кратно числу п, и является делителем числа и?

— Какое число является кратным любому натуральному числу? (Число 0 кратно любому натуральному числу, так как 0 делится без остатка на любое натуральное число.)

Домашнее задание

№ 28, 27 (в, г), 30 (г) стр. 9. По желанию № 12 стр. 6.