Цели урока: совершенствовать навык чтения и записи двузначных чисел, оканчивающихся нулем; закреплять знания о геометрических телах (кубе, пирамиде, шаре); продолжить работу по формированию умений составлять задачи по иллюстрации; развивать пространственное мышление и умение рассуждать.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устный счёт.
– Продолжите рисунок.
3. Имя какого сказочного героя здесь зашифровано?
5 + 6 |
А |
10 – 8 |
И |
|
7 + 8 |
У |
14 – 4 |
Р |
|
9 + 4 |
Н |
17 – 5 |
Б |
|
10 + 9 |
Т |
10 – 3 |
О |
12 |
15 |
10 |
11 |
19 |
2 |
13 |
7 |
Б |
У |
Р |
А |
Т |
И |
Н |
О |
4. Решите задачу.
У Доктора Айболита на дне рождения было 12 зверей и 7 птиц. Сколько гостей было на дне рождения Айболита?
5. У кого масса больше – у зайца или у белки?
III. Сообщение темы урока.
– Рассмотрите схему на доске:
– Можно ли по данной схеме составить задачу?
– Составьте задачу.
– Сегодня на уроке будем составлять и решать задачи.
IV. Работа над новым материалом.
Задание № 8 (с. 7).
При решении задачи учащиеся могут рассуждать примерно так: «Три десятка банок – это тридцать банок, значит, во всех коробках тридцать банок».
Можно задать детям дополнительный вопрос: «Сколько коробок заполнили банками с консервами?»
В ходе обсуждения этого вопроса учащиеся должны понять, что ответ зависит не только от того, сколько банок во всех коробках, но и от того, сколько банок в каждой коробке. Если в каждой коробке 10 банок (см. рисунок к задаче), то коробок всего 3.
А если в каждой коробке, например, 6 банок, то, выполнив деление (с помощью фишек), ученики убедятся, что в этом случае коробок будет 5.
Делаем вывод: чтобы ответить на поставленный вопрос, надо знать, сколько банок положили в каждую коробку.
Задание № 9 (с. 7).
Запись: 70 пуговиц – 7 д.
Задание № 10 (с. 7).
– Рассмотрите рисунки на с. 7 учебника.
– Какие числа держит Заяц? А какие – Волк?
– Сравните эти числа. Чем они отличаются?
– Сколько знаков (цифр) в записи чисел у Зайца?
– Сколько знаков (цифр) в записи чисел у Волка?
– Объясните, какие числа называют однозначными, а какие – двузначными.
– Кто держит однозначные числа? (Заяц.)
– Как называются числа, которые держит Волк? (Двузначные.)
V. Повторение пройденного материала.
1. Работа по учебнику.
Задание № 18 (с. 9).
– Что такое «разность» чисел?
– Подберите несколько пар чисел, разность которых равна 6.
Запись:
10 – 4 = 6 |
9 – 3 = 6 |
12 – 6 = 6 |
8 – 2 = 6 И т. д. |
Задание № 19 (с. 9).
– Прочитайте задание и выполните рисунок к тексту.
Рисунок:
– Сколько семян положили в каждый пакетик? (3.)
– Сколько семян в двух пакетиках? (3 + 3 = 6.)
Задание № 20 (с. 10).
– Какие виды часов изображены здесь? (Ручные, башенные, будильник.)
Так как второклассники умеют определять время только с точностью до часа, то вполне достаточно, если на поставленный вопрос будут даваться следующие ответы:
– Ручные часы показывают больше 4 часов.
– Время на башенных часах больше 12 часов, но меньше 1 часа.
– Будильник показывает время меньше, чем 7 часов.
Подготовленные учащиеся могут дать и более точные ответы.
Задание № 21 (с. 10).
Перед выполнением этого задания учащиеся вспоминают названия геометрических тел, с которыми они познакомились в 1 классе. (Куб, шар, цилиндр, конус, пирамида.)
– Рассмотрите изображенные в учебнике предметы. Какую форму они имеют?
· Форму цилиндра имеют консервная банка и ножка гриба.
· Форму конуса имеют соломенная шляпка и шляпка гриба.
· Форму куба имеет торт.
· Форму пирамиды имеет коробка для подарка.
· Форму шара имеют апельсин и глобус.
Задание № 23 (с. 10).
– Какие фигуры (предметы) являются симметричными? (При мысленном перегибании по оси симметрии получившиеся две части предмета (фигуры) накладываются друг на друга и их контуры совпадают.)
– Какие фигуры на рисунке можно назвать симметричными? (Квадраты.)
– Проверьте свое предположение, перенеся рисунки на кальку.
2. Работа в печатной тетради № 1.
Задание № 6.
– Рассмотрите данную иллюстрацию. Что вы узнали?
(Из рисунка и записи под ним видно, что Мишка надул 6 мыльных пузырей, а Поросенок – на 5 пузырей больше.)
– Какие вопросы можно задать к этому условию? (Сколько пузырей надул Поросенок? Сколько пузырей надули Мишка и Поросенок вместе?)
Далее учитель разбирает с учащимися решение обеих задач. В тетрадь записывают решение простой задачи.
VI. Итог урока.
– Что нового узнали на уроке?
– Какие числа называют однозначными? Двузначными?
– Как можно рационально сосчитать большое количество предметов?
– Какие геометрические тела вы знаете?
– Какие фигуры называют симметричными?
Домашнее задание: № 22 (учебник, с. 10); № 5 (рабочая тетрадь).