Урок 3 БЫЛИны И ИХ ИСПОЛНИТЕЛИ. БЫЛИНЫ «вольга И МИКУЛА», «САДКО»
Цели: познакомить со статьей учебника (составление простого плана), с главными героями былин, с композицией, художественными особенностями, собиранием и исполнением былины, с циклами былин, их темами; отметить уважение к крестьянскому труду; развитие речи – учить логически мыслить, развивать воображение.
Методические приемы: пересказ текста, аналитическая беседа.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– Что такое предание? (Пересказ статьи.)
– Кому посвящены предания «Сороки-ведьмы», «Воцарение Ивана Грозного» и «Петр и плотник»?
III. Изучение новой темы.
1. Слово учителя, сообщение темы и целей урока.
Еще один жанр русского фольклора – былины – эпические песни героического содержания. В них реальная историческая основа сочетается с фантастическим вымыслом. Повествуют былины о легендарных подвигах героев-богатырей, которые сражались за родную землю, освобождая ее от ненавистных врагов.
Статья-рассказ ученого-фольклориста Владимира Прокопьевича Аникина поможет понять нам, в чем тайна всевластия былин, познакомит с художественными особенностями этого жанра, расскажет о главных героях, мире и быте русской крестьянской жизни.
Работая со статьей, мы будем учиться составлять план.
2. Работа по учебнику (статья «Былины»).
Составление плана.
Чтение статьи по абзацам, беседа по вопросам с последующей записью главной мысли абзаца – составление плана.
– Какова основная мысль первого абзаца? (Время появления былин точно назвать трудно. Складывались они с IX по XIII век, после этого времени новые произведения героического эпоса уже не создавались, но продолжали исполняться сказителями.)
Задания.
1) озаглавить первый абзац.
1. Былины – духовные заповеди, заветы, которые чтил народ.
2) выделить основную мысль второго абзаца.
2. Мир и быт русской крестьянской жизни – основа былин и сказок.
3) Дать определение былины.
3. Былины – произведения устной поэзии о богатырях и народных героях.
– Где происходит действие былин?
4. Место действия былины – города, улицы, торговые площади в Киеве, в Новгороде…
– Откуда сказители знали о далеких землях?
5. Русь вела оживленную торговлю.
Задание: озаглавить пятый пункт.
– Какие стороны жизни нашли отражение в былинах?
6. Документальная ценность былин.
– Отношение жителей Руси к коню.
7. Конь – верный помощник воина и землепашца.
– Кто главные герои былин? Какова их главная задача?
8. Былинные герои – защитники покоя и благополучия земли.
9. Былины и их сказители учили и наставляли, делились сокровенными думами о том, как жить.
Задание: перечислить темы создаваемых былин.
– Какой труд в былинах поставлен выше воинского?
10. Главное в жизни – будничный труд крестьянина.
Задание: назвать особенности былин.
11. Торжественность тона, величие образов, ритм, стих, приспособленный для передачи разговорных интонаций.
Задание: прочитайте строчки былины в учебнике, найдите повторы слов.
12. Повторы слов и выражений.
– Что напоминают нам зачины, концовки, гиперболы, эпитеты.
13. Сходство композиции былин и сказок.
Задание: рассмотреть иллюстрацию учебника (с. 14 «Гусляры»).
14. Сказители – гусляры.
– Какой пункт плана можно было записать сложным планом? (Особенности былин: а) торжественность тона; б) повторы слов и выражений; в) композиция былины; г) гиперболы, постоянные эпитеты.)
IV. Подведение итогов урока.
Вывод. Былины создавались не для увеселения; они помогали людям жить, трудиться; былины – это поэтические сказания, отражавшие уклад жизни русского человека, они обогатили русскую литературу опытом народного творчества.
Домашнее задание: с. 11–17, прочитать материал учебника; задания: собиратели былин, основные циклы былин; крестьяне – хранители былин; самостоятельно читать былину «Илья Муромец и Соловей-разбойник» (для внеклассного чтения через два урока).