Цели: углубить и расширить знания о структурно-семантических признаках сложноподчиненных предложений с придаточными изъяснительными; формировать умение строить, правильно произносить, писать и употреблять их в речи.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Словарно-семантическая работа.
Привилегия – преимущественное право, льгота.
Проселок – грунтовая дорога между небольшими населенными пунктами.
Запомнить правописание: как будто; во что бы то ни стало.
III. Актуализация знаний учащихся о придаточных изъяснительных.
Выполнение упражнения 117, с. 75–76.
Степень понимания основного семантического признака придаточных изъяснительных проверяется с помощью вопроса: почему изъяснительные придаточные предложения обычно не стоят перед главным?
IV. Обобщение и закрепление знаний (§ 23), составление плана статьи.
V. Формирование речевых и пунктуационных умений и навыков.
1. Выполнение упр. 118 – I вариант .
2. Выполнение упр. 119 – II вариант .
3. Выполнение задания – III вариант .
Заменить предложения с прямой речью сложноподчиненными с придаточными изъяснительными.
«Война отняла у меня всех: и отца, и мужа, и брата», – сказала она глухо. (В. Чубакова.)
«Выдержу, не струшу», – произнесла Женя вслух. (Б. Полевой.)
«Морозка! – крикнул Бакланов вслед уезжавшим. – Вы все-таки не теряйте друг друга из виду». (А. Фадеев.)
«Максим Максимыч, не хотите ли чаю?» – закричал я ему в окно. (М. Лермонтов.)
VI. Итог урока.
Домашнее задание. § 23, упр. 120.