Урок 29
Тема: обозначение мягкости согласных на письме
Цели: уточнить и конкретизировать представления учащихся о различии согласных по твердости–мягкости; закрепить знания учащихся о том, что перед звуком [и] согласные произносятся мягко.
1. Подготовка руки к письму.
КРАБ
Краб ползет по дну,
Выставив свою клешню.
Ладони вниз, пальцы перекрещены и опущены вниз. Большие пальцы повернуты к себе. Передвигаем на пальцах ладони сначала в одну сторону, затем в другую.
2. Выполнение упражнения 35, с. 82.
– Назовите звуки в слове.
– Сколько гласных звуков?
– Сколько согласных?
– Почему звук [г] твердый, а звук [с’] – мягкий?
– Измените слово так, чтобы звуки остались теми же. (Гусь.)
– Запишите словарные слова с мягким знаком на конце. (Морковь, мебель, учитель.)
– В каком слове мягкий знак пишется в середине слова? (Пальто.)
– Для чего он служит?
– Как еще может обозначаться мягкость согласного на письме?
III. Формирование новых знаний.
1. Выполнение упражнения 36, с. 82.
– Какие вопросы можно задать к предмету?
– Почему одни слова отвечают на вопрос «кто?», а другие «что?»?
– Произнесите первый звук каждого слова. Какой он: твердый или мягкий?
– Перед каким гласным звуком согласные произносятся мягко?
– Выполните письменное задание.
2. Выполнение упражнения 37, с. 82.
– Назовите изображенные предметы.
– Какой вопрос можно к ним задать?
– Дайте характеристику конечному согласному звуку.
– Что влияет на мягкость согласного?
– Прочтите сообщение Грамматика.
– Подберите примеры к сообщению.
Учитель готовит сигнальные карточки синего и зеленого цвета.
– Я буду произносить слоги, а вы подавайте сигнал, какой согласный звук в этом слоге.
За, су, та, ни, ли, ну, мы, пи.
– Поднимите зеленый сигнал, если второй слог в слове содержит мягкий согласный звук.
Мосты, парки, кусты, волки.
Выполнение упражнения 38, с. 83.
Учитель объясняет задание.
– Над чем работали на уроке?
– Как это обозначается на письме?