Урок 29. СПОСОБЫ И СРЕДСТВА СВЯЗИ МЕЖДУ ЧАСТЯМИ ТЕКСТА

0
1050
общество

Цель: создать условия для формирования умения определять способы и средства связи между частями текста, навыков исследовательской деятельности.

Тип урока: комбинированный.

Методы: исследовательский, создание эмоционально-нравственных ситуаций, письменный самоконтроль, выработка и совершенствование усвоенных навыков.

Ход урока

1. Этап организации совместной деятельности по освоению материала урока.

Задание на повторение изученного на прошлом уроке материала.

– Докажите, что приведённые группы предложений можно назвать текстами. Определите тему и идею (основную мысль) в каждом из приведённых текстов. Озаглавьте их.

1) Верю в конечный смысл нашего существования на земле, в то, что жизнью своей мы удобрим великие цели. Верю в добро, побеждающее зло, в накопление и объединение добра, в то, что оно свободно будет избрано всеми. (В. Г. Распутин.)

2) Отечеством зовём мы нашу страну потому, что в ней жили отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней родились. Матерью потому, что она вскормила нас своим хлебом, выучила своему языку. (К. Д. Ушинский.)

3) С незапамятных времён люди говорят и пишут о справедливости. Может быть, даже с тех самых пор, как вообще начали говорить и писать. Но до сих пор вопрос этот, по-видимому, не решён. Каждый из нас желает и требует, чтобы с ним обходились справедливо, и каждый при всём этом уверен, что «совершенно справедливо» относится к другим. К сожалению, мы не замечаем, что компрометируем старую благородную идею справедливости, которая верой и правдой служила людям на протяжении многих столетий.

Мы почти забыли, что справедливость склонна к состраданию и прощению. Ведь справедливость – это поток живой любви к людям. Без сомнения, только такая любовь будет способствовать утверждению добра на земле. (И. А. Ильин.)

Доклад о результатах мини-исследования по теме урока, подготовленный учащимися

Материал для учителя.

Связь предложений в тексте осуществляется многообразными лексическими и грамматическими средствами. Элементы, создающие текст, возникают на стыках предложений. Основными из них являются следующие:

• Различные виды повтора: а) буквальный повтор слова; б) синонимический повтор; в) замена слова местоимением.

• Сочинительные союзы, кроме соединения однородных членов и частей сложносочинённого предложения, могут выполнять и текстовые функции, связывая самостоятельные предложения в рамках текста или его фрагментов.

• Согласованное употребление форм времени, обычно выдерживается одноплановость видовременных форм.

• Употребление различных обстоятельств (преимущественно места и времени), относящихся по смыслу к нескольким самостоятельным предложениям; местоименные слова (там, так, такой, таков, другой, иной, тот же, поэтому, это и т. п.); вводные конструкции (в научном тексте, как указывалось ранее, они подчёркивают логичность изложения).

Любой текст представляет собой соединение предложений по определённым правилам. Чаще всего предложения в тексте связаны цепной или параллельной связью. В цепной связи, как было сказано выше, главное – повтор ключевого слова. Приведём примеры:

а) За горой мелькнула тонкая полоска моря. По мере нашего спуска она расширялась, отвоёвывая себе всё большее пространство (местоименный повтор).

б) Над яхтой появилась чайка. Птица нехотя покружила и улетела (синонимический повтор).

в) Мы подошли к террасе. Терраса была новой и искусной работы (лексический повтор).

Из повторений следует отметить анафору, которая используется в параллельной связи предложений. Анафора, или единоначатие, – одно из средств выразительности: она способствует созданию тонально повышенной, взволнованной речи. Свойство это обнаруживает себя уже в самой необычной структуре речи – в многократном повторении одного и того же слова, что совсем не уместно для спокойной, повествовательной манеры. Примером анафоры может служить известная клятва Демона в поэме М. Лермонтова:

Клянусь я первым днём творенья,

Клянусь его последним днём,

Клянусь позором преступленья

И вечной правды торжеством.

Анафора может встречаться и как форма выражения нарастающих эмоций. Средством цепной и параллельной связи между предложениями в тексте может служить риторический вопрос, который выделяет смысловые центры речи, формирует мнение и чувство читателя (слушателя), содержит в себе намёк, фрагменты описания, фрагменты рассуждения, может быть нацелен на привлечение внимания к идее речи. Приведём примеры:

1) Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался?

Кто в минуту гнева не требовал от них роковой книги… (Утверждение.) (А. Пушкин.)

2) И какой же русский не любит быстрой езды? (Утверждение.)

3) Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несёшься? Дымом дымится под тобою дорога, гремят мосты, все отстает и остается позади. (Утверждение.) (Н. Гоголь.)

4) Иль нам с Европой спорить ново?

Иль русский от побед отвык? (Отрицание.) (А. Пушкин.)

5) Где, укажите нам отечества, отцы, которых мы должны принять за образцы? (Отрицание.) (А. Грибоедов.)

Следует обратить внимание на то, что утверждение в риторическом вопросе присутствует тогда, когда есть отрицательная частица не, отрицание – когда её нет. В первом и четвёртом примерах риторические вопросы служат средством параллельной связи предложений, они имеют одинаковое строение, то есть синтаксически однотипны, параллельны.

2. Этап первичной проверки понимания изученного.

– Составьте связный текст из данных ниже предложений, используя в качестве средств связи следующие слова: этот, так, такую, из этого следует, поэтому, наоборот, и.

Образец: Современники И. А. Крылова любили отгадывать, по какому поводу написана каждая его басня. Этот конкретный повод часто удавалось найти.

– Озаглавьте текст. Скажите, о чём в нём говорится (сообщается).

1) Современники Ивана Андреевича Крылова любили отгадывать, по какому поводу написана каждая его басня. 2) Конкретный повод часто удавалось найти. 3) Басня «Волк на псарне» связана с нашествием Наполеона. 4) Разгадку находили по конкретным деталям, по общей выразительности нарисованной картины, по верной передаче значения события. 5) У любой басни тысячи разгадок, любая басня – иносказание. 6) Говорится о животных, понимай – о людях. 7) Говорится о людях – всё равно иносказание: повествуется про уху, приготовленную Демьяном, но смысл не в этой ухе, не в этом Демьяне. 8) Недаром Крылова считают предвестником реализма в России: все его басни построены на реальном источнике, правдивы, но в то же время сказочны.

– Прочитайте знакомый вам текст публицистического стиля. Укажите способы связи предложений (цепная, параллельная).

Свершилось!

В миллионах огней сегодня ликует мир:

Свершилось!

Враг раздавлен! Объединённые нации победили!

Но в этот день всемирного ликования меня одолевают три печали.

Первая о том, что я сейчас не там, среди тех, кто в делах беспримерного героизма сокрушил своими руками фашистского зверя. Что я не могу реально сжать в своих объятьях наших чудо-богатырей.

Вторая печаль моя о тех, кто не дожил до сверкания сегодня! О тех, кто не увидел этого лучезарного Дня Победы, купленного ценой их жертвенного подвига. Их миллионы – наших близких и братьев, чья кровь вспоила невиданные всходы небывалых побед.

Мы, живые, – вечные должники перед ними – павшими. Поклянёмся же над их священным прахом:

– быть сынами тем матерям, чьи сыны погибли в бою,

– быть братьями тем сёстрам, кто потерял братьев своих в битвах,

– быть отцами тем сиротам, чьи отцы умерли смертью храбрых на полях славы.

Чем сумеем мы оплатить неоплатный долг перед павшими?

Только в борьбе за прекращение войны навсегда.

Только в беспощадной расправе с теми, кто посмеет этому противиться.

Только в неумолимой последовательности проведения в жизнь того, что запечатлели лучшие умы человечества на скрижалях конференции в Крыму.

Но третья, главная печаль моя в том, что у меня не тысяча глоток и не многомиллионное горло, чтобы прокричать по всему миру славу тем, кто освободил человечество от войны. Ибо снова в вековечной борьбе человека и зверя победил человек.

Снова повергнут зверь.

Зверь фашизма.

И мы хотим верить, что на этот раз навсегда.

Навеки.

(Из речи С. Эйзенштейна 9 мая 1945 г.)

– К следующим фрагментам текста добавьте предложения той же конструкции, чтобы создать синтаксический параллелизм и ярче выразить величие А. С. Пушкина, передать своё эмоциональное отношение к богатейшему русскому языку.

а) Пушкин! Какое необычное волнение охватывает при его имени! Пушкин – это душа, открытая людям. Пушкин – это мгновенный отклик на дружбу и любовь. Пушкин – это…

б) Богат русский язык. Нет ничего в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом.

3. Этап закрепления и применения изученного.

Самостоятельная работа, взаимопроверка.