Цель: формировать понятие «словосочетание» на основе усвоения его существенных признаков.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– Как вы узнали, сколько в тексте предложений?
– Назовите в каждом предложении главные члены.
III. Минутка чистописания.
1. На доске записаны слова.
Яг..да, к..пуста, г..рох, ур..жай.
– Прочитайте слова. Чем они похожи? (Это имена существительные, обозначают неодушевленные предметы. Во всех словах пропущены безударные гласные, непроверяемые ударением.)
– Найдите лишнее слово. (1) Лишнее слово – капуста, пропущена безударная гласная а, во всех остальных словах пропущена буква о. 2) Лишнее слово – горох, это двусложное слово, все остальные слова трехсложные.)
оаоо оаоо…
– Определите порядок написания букв в цепочке. Напишите строчку до конца. (В цепочке буквы – орфограммы данных слов, расположенные по порядку.)
IV. Словарно-орфографическая работа.
Отгадайте загадку:
В огороде вырастаю.
А когда я созреваю,
Варят из меня томат,
В щи кладут и так едят. (Помидор.)
– Слово помидор происходит от итальянского помидоро, что означает «золотое яблоко». Томатом это растение назвали перуанские индейцы.
Найдите это слово в орфографическом словаре, запишите его, определите СУО.
помидор
– Запишите однокоренные слова, выделите корень.
– Какие могут быть помидоры? (Свежие, соленые, сочные, спелые, ранние, поздние …)
– Прочитайте стихотворение Е. Трутневой.
на доске записано стихотворение:
Урожай, урожай!
Наше лето провожай!
Сколько сладкого гороха!
Огурцы как на подбор,
На гряде сорвать неплохо
Крупный, красный помидор!
Пробежишься огородом –
Съешь морковку мимоходом.
– А какой здесь помидор? (Крупный, красный.)
– Запишите словарные слова, встретившиеся в стихах, подчеркните орфограммы, которые нужно запомнить.
V. Ознакомление с термином «словосочетание».
1. Работа над правилом на с. 49.
2. На доске записано стихотворение М. Исаковского:
Блещут травы. Дремлют хаты.
Рощи вспыхнули вд..ли.
По незримому канату
Прот..нулись жур..вли.
– Прочитайте. Какие буквы пропущены? Обоснуйте свой ответ.
– Прочитайте предложения. Назовите главные члены. Выпишите словосочетания. (В первом предложении словосочетаний нет, потому что подлежащее и сказуемое не образуют словосочетания. Во втором предложении словосочетаний нет. В третьем предложении два словосочетания: протянулись (где?) по канату, по канату (какому?) незримому.)
– Сейчас мы проведем физкультминутку. Я буду называть группы слов. если они являются словосочетаниями, вы хлопаете в ладошки, если нет – топаете ножками. Только будьте очень внимательны.
Учитель называет группы слов: ветер дует, весело бежит, заблудился в лесу, пришел к другу, летит птичка, собака лает, дремал на диване, весёлая песня, дети учатся, трудный день.
3. Коллективная работа над упражнением 102.
VI. Восстановление деформированных предложений.
Выполнить упражнение 103.
VII. Итог урока.
– Что такое словосочетание?
– Какие члены предложения не являются словосочетанием?
Домашнее задание. Упражнение 104, правило на с. 49.