Цель: ознакомить с причинами образования ледников, многолетней мерзлоты; сформировать представление о видах ледников, о снеговой линии; научить высчитывать высоту снеговой линии.
Оборудование: карту полушарий, таблица «Горные вершины».
Ход урока.
I. Орг.момент.
II. Актуализация опорных знаний.
Задания на знание понятий, фактов.
– Что такое озеро? Какие бывают озера по происхождению?
– Что такое сточное и бессточное озеро?
– Заполните таблицу.
название озера |
на каком материке находится |
соленое или пресное |
сточное или бессточное |
1.Байкал |
|||
2.Чад 3.Виктория 4.Танганьика 5.Мичиган 6.Эйр |
– Заполнить таблицу.
название озера |
на каком материке |
происхождение котловин |
1.Каспийское 2.Байкал 3.Ладожское 4.Сарезское 5.Аральское |
Задания на знания закономерностей, причинно-следственных связей.
– Выберите из общего списка названия бессточных озер: Ладожское, Танганьика, Онежское, Каспийское, Чад, Виктория, Эйр.
– Почему сточные озера, как правило пресные, а бессточные – соленые.
– Эти озера являются самыми большими в европейской части нашей страны. Одно из них – самое крупное пресноводное озеро в Европе, другое – самое крупное соленое озеро в мире. Назовите их.
ΙΙΙ. Изучение нового материала.
Мы с вами, к сожалению, можем наблюдать ледники только в кино или на картинке. А вот почему? Вам предстоит ответить по окончании изучения следующих вопросов.
Что такое «ледник»?
Какие условия требуются для образования ледника?
Как устроен ледник?
Какие виды ледников существуют?
? А почему лёд на нашем водохранилище или на реке Волчья нельзя назвать ледником? ( Быстро тает, на воде, не атмосферного происхождения).
Ледник состоит из двух частей:
1. Область питания.
2. Область таяния ледников.
(Снег – фирн – глетчер).
Лед в леднике постоянно накапливается и под действием силы тяжести начинает движение и попадает в область таяния ледника.
Между этими областями есть граница, которая так и называется – снеговая граница или снеговая линия.
(Уровень выше которого снег может накапливаться – стр. 98, слайд).
А при какой температуре лёд начинает превращаться в воду?
Т.Е.- снеговая граница – это граница нулевой температуры.
Процесс образования ледника очень медленный, поэтому речь идёт о летней температуре.
А где на нашей планете есть места с постоянно очень низкой температурой?
Откройте карту полушарий. Найдите в условных знаках (легенде карты) как обозначаются ледники? И где находятся?
( Здесь круглый год не тает лёд,
Лежат кругом снега.
А эскимос не прячет нос,
Когда на улице мороз. ГРЕНЛАНДИЯ.
Весь континент, –
Сплошная льдина,
Зимой и летом – холодина!
Закалка здесь необходима!
Бери, мой друг, пример с пингвина. АНТАРКТИДА
Давайте решим задачу.
Будет ли лежать снег на вершине горы, если у подножия температура воздуха +25 градусов.
1. Какую высоту имеет Килиманджаро?
2. Чтобы решить задачу дальше, мы должны знать, что при подъёме вверх на 1000м температура падает на 6 градусов. Ск. раз произойдёт падение температуры?
5999:1000 = 5,9 раз
3. На ск. градусов понизится температура с высотой?
6 * 5,9 = 35,4
4. Какой будет температура на вершине?
25 – 35,4 = – 10,4
Ответ: на вершине будет лежать снег – Б.
1 вариант. Горные ледники.
2 вариант. Покровные ледники.
Дайте характеристику ледников, заполнив схему.
Я назову Г. объекты, а вы попытайтесь отнести их к горным или к покровным типам
ледников: Кавказ, Анды, Гренландия, Антарктида, Гималаи, Аляска.
Какое значение имеют ледники:
– горные;
– покровные ?
Итог урока.
Мы нашли ответы на все вопросы, а теперь давайте обобщим изученное и ответим на основной наш вопрос.
1. Возможно ли образование ледников в нашей местности?
2. Что должно измениться, чтобы у нас появились ледники?
3. Посмотрите, а может ли из снега, который покрывает сейчас землю образоваться ледник?
Домашнее задание.
Изучить параграф 31, 32, выучить определение «ледник»