1. Инсценировка.
Хвастун (в обычном шарфе). Вот, приобрел себе воротник. Как вы думаете, из кого он?
Петя . Хм, насколько мне известно, воротники делают из лисиц, норок. Но ваш не похож ни на что.
Хвастун . Что вы? Ведь это выдра, невооруженным глазом видно.
Петя (с иронией). Да? А знаете ли вы, почему выдра называется выдрой?
Хвастун . Нет, я как-то над этим не задумывался. (Поглаживает воротник.)
Петя . Дело в том, что при обработке шкурки этого зверька из нее полностью выдирается шерсть, и остается только подшерсток. Следовательно, выдра – это шкурка, из которой выдрана шерсть. Позднее название шкурки было перенесено на название зверька. (Довольный, уходит)
Хвастун (озадаченно). Не может быть, почему же тогда она так ценится? (Уходит, задумавшись.)
– Ребята, почему хвастун оказался в нелепом положении? Как Петя проучил его?
– Найдите в словаре истинное значение слова выдра.
– Слово это встречается не только в русском, но и во многих родственных индоевропейских языках. Литовское слово udra (выдра), древнеиндийское udras (водяное животное), древнегреческое hydra (гидра, водяная змея) – вот некоторые из ближайших родственников нашего слова, которые позволяют ученым установить, что первоначально слово выдра имело значение водяное животное. В русском языке связь между словами выдра и вода представляется далеко не очевидной. А вот, например, в древнегреческом языке слова hydor(вода) и hydra(водяная змея) не оставляют никакого сомнения в общности их происхождения.
2. Объяснение учителя.
3. Лингвистическая задача.
– Прочитайте о происхождении слова седой на с. 61. Как оно образовано? Выделяем ли мы сейчас суффикс -д- в этом слове? Обоснуйте свой ответ.
– Чем отличается морфемный разбор слова от этимологического?
– Являются ли сейчас однокоренными слова стрела и стрелять? А в истории языка? Вспомните, как и чем стреляли в древности.
4. Работа с карточками. «Бюро находок».
– Найдите хозяина по значению.
Ученик читает этимологическую справку, остальные должны догадаться, о каком слове идет речь, и сделать его морфемный разбор.
5. Анализ детского словотворчества.
– Почему так говорят дети? Как сказать в соответствии с нормами «взрослого» языка?
***
– Смотрите, как деревья листеют!
***
– Мама, у меня в кармане есть тайные конфетки. Хочешь?
– Какие это тайные?
– А те, которые во рту тают.
***
– Смотри не лезь в лужу!
– А если это будет необходимая лужа?
– Какая это необходимая?
– Ну такая большая, что не обойти.
***
– Я пригласил гостей на день рождения.
– А с нами посоветовался?
– Что же мне их теперь отглашать?
6. Лингвистическая задача.
– Прослушайте отрывок из книги В. Ю. Откупщикова «К истокам слова».
Обычно люди начинают свои этимологические упражнения уже в раннем детстве. Такие ребячьи образования, как гудильник (будильник), строганок (рубанок), копатка (лопатка), колоток (молоток), мазелин (вазелин) и другие, вызванные естественным стремлением как-то осмыслить каждое непонятное слово, типичны не только для детского возраста.
– Попробуйте догадаться, что означают детские слова:
тушенники, журчей, рукти, рыжка, красняк.
7. Доклады.
– Люди с древнейших времен пытались этимологизировать непонятные им слова. Эти доказательства нам сохранила мифология.
ПЕНОРОЖДЕННАЯ АФРОДИТА
У древних греков широкой известностью пользовался миф о рождении из морской пены прекрасной богини любви и красоты – Афродиты. Как же возник этот миф? Ученые считают, что само имя Афродита когда-то было заимствовано древними греками у финикийцев. Самим грекам имя Афродита было непонятно. И вот, пытаясь как-то объяснить это имя, они сопоставили его с греческими словами aphros (пена) и dyno (ныряю). Получилось что-то вроде «вынырнувшая, явившаяся из пены». Так возник миф о рождении богини любви Афродиты из белоснежной морской воды.
НАВЕРХИЯ И УДАЛИЯ
Количество совершенно несостоятельных этимологий, целиком основанных на безудержной фантазии их авторов, не уменьшалось и в последующие века.
Так, русский поэт и филолог В. К. Тредиаковский, живший в 18 веке, считал, что название страны Норвегия представляет собой искаженную форму слова Наверхия и что страна эта получила свое наименование якобы потому, что расположена она на севере, т. е. наверху. Столь же наивно Тредиаковский этимологизировал и другое географическое название – Италия. Здесь он также «восстанавливал» более древнюю форму – Удалия, считая, что эта страна была названа так потому, что на много верст удалена от России, от севера.
8. Итог урока.
– Для чего нужно изучать этимологию слов?
Домашнее задание: упражнение 130. Попробуйте переосмыслить значение какого-нибудь слова (например, ельник – рот) и составить с ним рассказ.