Урок 28 Тема: « Я – школьник»

0
677
информация

Цель урока: расширить у учащихся понятия «школа», «школьник»; способствовать осознанию того, что ученики, учителя–представители школьного коллектива, который имеет свои правила, традиции; формировать понимание единства школьной жизни и необходимости активного участия в ней.

Методы: беседа, объяснение, практическая работа.

Ресурсы: хрестоматия, тетрадь «Моя помощница», материалы для выполнения разминки и творческой работы.

Круг радости

Учитель приглашает детей в круг радости и предлагает им приветствовать друг друга такой фразой: «Здравствуйте, дорогие одноклассники! Я школьник и поэтому…» (Дети каждый по-своему завершают фразу).

– Конечно же, школа – это, в первую очередь, знания о жизни, знания о мире, в котором мы живем. Школа – это веселый и дружный круг одноклассников, общение с любимыми учителями и школьными друзьями, смех, шутки и разные милые забавы детства.

В школе проходит значительная часть вашей детской жизни и постепенного взросления. От каждого из вас зависит, какой будет ваша жизнь в этих школьных стенах.

Все вы, мои дорогие ученики, и мы – ваши учителя – частички такого организма, который называется школой.

Учитель читает детям стихотворение.

Н. Забила. «Мы должны учиться»

Зима, а в небе голубом

вовсю сияет солнце –

лучи восхода прямо в дом

вошли через оконце.

И в школу вновь бегом бегу

от самого порога.

Мелькают стёжки: их в снегу

протоптано так много…

Звенит звонок, зовёт ребят

к работе – к нашей, детской.

А ведь звонки с утра звенят

по всей земле, поверьте!

Везде в Отечестве своём,

от края и до края,

мы крепнем, учимся, растём,

о будущем мечтая.

Готовит школа нас к труду.

Каким займусь я делом?

Наверно, в лётчики пойду,

пилотом буду смелым.

А может, лучше я к станку

в цеху огромном стану?

А разве плохо моряку

ходить по океану?

Немало дел у нас в стране,

и всё – так интересно!

Кем буду?.. Это даже мне

пока что неизвестно.

В мечтах – любое по плечу:

я стал бы комбайнёром,

да садоводом быть хочу,

строителем, шахтёром…

Я и в дозор хочу, на пост –

там, где у нас граница,

но в космос путь, до самых звёзд,

мне тоже часто снится.

И труд врача – мечта моя.

Эх, стать учёным, что ли?

Тогда найду лекарство я

от всякой-всякой боли.

Ура! Болезней нет как нет,

мой дед – сильней штангиста,

и все живут по двести лет,

а горцы – даже триста…

Ну, а пока я ученик:

должны учиться дети.

Спешу прочесть побольше книг,

узнать про всё на свете.

Простор широк, в нём сто дорог,

мы подрастаем, дружим –

и все, когда настанет срок,

стране родной послужим.

– Какой важной деятельностью заняты ученики в школе?

– Как вы считаете, влияют ли мысли, дела, успехи одного учащегося на результаты всего класса, школы, страны? Почему? Как?

– Как вы думаете, каким должен быть ученик, чтобы, «когда настанет срок, стране родной послужить»?

– Почему надо принимать участие в общественной жизни коллектива?

Ответы детей.

Разминка «Я – тетрадь»

Детям раздаются карточки с названиями учебных принадлежностей и других предметов, связанных со школой. Это могут быть слова: «школьная доска», «кусок мела», «школьный звонок», «учебник», «тетрадь» и т.д. Каждый составляет монолог от лица своего предмета, например: «Я – тетрадь. Я люблю, когда…» Можно организовать и диалог между несколькими предметами.

Творческая работа «Школа, в которой я хочу учиться»

– А сейчас, ребята, предлагаю вам стать изобретателями. Общая тема наших мечтаний и дерзаний: «Школа, которую мы построим».

Давайте разделимся на 4 группы – по временам года: зима, весна, лето, осень.

Теперь распределим группы таким образом: кто-то будет изобретать и конструировать будущую школу в роли архитекторов и строителей, кто-то – в роли учителей, учеников и родителей.

Задача каждой группы – разработать свое видение современной школы и наглядно его представить в виде рисунка, схемы, таблицы, свода правил (каждая группа получает определенное задание по своему направлению).

На разработку проекта отводится 20 минут. Затем каждая группа в течение 2-3 минут рассказывает о своих идеях и еще 2-3- минуты будет отвечать на вопросы слушателей, то есть защищать свой проект.

Когда дети распределятся по группам, учитель дает каждой из них творческое задание с перечнем вопросов на листках. Всем группам предлагаются подручные материалы: ватман, фломастеры, краски, карандаши, ножницы, клей, журналы с картинками и т.п., которые разложены на столах.

1 группа – «архитекторы и строители» – на листах ватмана изображает модель школы и учебного класса, которые больше всего подходят для современных детей. «Архитекторы и строители» формулируют три правила, которые должны быть традициями для всей школы.

2 группа – «учителя» – на доске (ватмане) изображают, о каких учениках они мечтают. «Учителя» составляют обобщенный портрет современного ученика и формулируют 3 правила для учащихся.

3 группа – «учащиеся» – мечтают о самой лучшей школе с точки зрения детей. Они составляют перечень необходимых в школе учебных предметов; отвечают на вопросы о том, какой продолжительности должен быть урок, сколько должно быть уроков в день; какие надо давать учащимся домашние задания; следует ли ставить оценки и приглашать родителей в школу, если ученики нерадивы и т.п. «Учащиеся» составляют обобщенный портрет современного учителя и формулируют три правила школьной жизни для учителей.

4 группа – «родители» – поясняют, для чего дети должны учиться, почему необходимо учить не только «любимые» предметы, но и все другие. «Родители» могут рассказать, каких учителей они хотели бы видеть в школе для своих детей, какой должна быть атмосфера в школе, нужна ли единая школьная форма и т.п. «Родители» формулируют три правила сотрудничества для учителей, учеников и родителей.

После 20 минутной работы в группах проходит презентация проектов.

– Молодцы, ребята, сегодня вы смогли почувствовать, как ответственна школьная жизнь, и, оказывается, совсем непросто создать модель школы. В успехе школы есть вклад многих людей – и архитекторов, и строителей, и учеников, и учителей, и родителей.

– Каждый человек в своей жизни был или является учеником и поэтому имеет отношение к школе, ее прошлому, настоящему или будущему. Недаром школа для нас – «второй дом».

А теперь выполните в тетради задание 1.

Круг «От сердца к сердцу.

– Встанем в круг «От сердца к сердцу». Ребята! закончите, пожалуйста, фразу: «Я желаю своей школе… или своим одноклассникам…» или «Я могу сделать для своей школы…, а для своих одноклассников…»

Домашнее задание

– Нарисуйте в тетради эскиз школьной формы, какой вы себе ее представляете (задание 2).

– Прочитайте в хрестоматии рассказы Саши Козырева «История школьного стула» и В. Драгунского «Главные реки».

поурочные планы для 4 класса, Самопознание