Урок 28
Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин»
как «энциклопедия русской жизни» (В. Г. Белинский)
(Широта изображения русской
действительности в романе)
Цели: обобщить и углубить знания учащихся о романе «Евгений Онегин», его авторе как духовно богатой, гармонической личности; показать широту изображения русской действительности в романе; найти лирические отступления, выяснить, как они связаны с изображаемыми событиями и героями произведения.
Ход урока
Эпиграф к уроку:
…Первый русский реалистический роман, который помимо неувядаемой его красоты имеет для нас цену исторического документа, более точно и правдиво рисующего эпоху, чем до сего дня воспроизводят десятки толстых книг.
А. М. Горький
I. Вступительное слово учителя.
За всесторонний и широчайший охват современной Пушкину эпохи в романе, показ всех слоев русского общества, общественно-экономической и культурной жизни России, а также за глубину типических образов, богатство идей и чувств, В. Г. Белинский назвал роман Пушкина «Евгений Онегин» «энциклопедией русской жизни».
Пушкин реалистически подошел к изображению своих героев; он показал их и в будничной жизни, и в исключительных обстоятельствах. «Он любил сословие… к которому принадлежал сам, – писал о Пушкине Белинский, – и в «Онегине» он решился представить нам внутреннюю жизнь этого сословия, а вместе с ним и общество, в том виде, в каком оно находилось в избранную им эпоху…»
Перед нами светский Петербург и патриархально-дворянская Москва, поместная деревня и частный семейный быт, общественная жизнь и народные святочные гаданья, работа крепостных девушек и прекрасные зарисовки сельской природы…
Не случайно Белинский назвал роман «Евгений Онегин» «самым задушевным произведением Пушкина», в котором с наибольшей полнотой отразилась «вся жизнь, вся душа, вся любовь» поэта, «его чувства, понятия, идеалы».
II. Выступления учащихся с сообщениями или докладами.
1. Картины народной жизни на страницах пушкинского романа.
(Рассказ о крепостной няне Филипьевне, история ее горькой жизни, взаимоотношения с Татьяной. Речевая характеристика няни. Образ ключницы Анисьи. Эпизоды, рисующие крестьянскую жизнь. Земледельческие работы, приметы, поверья, гадания и др.)
2. Столичное и провинциальное дворянство.
1) Столичное дворянство и высший свет.
Анализ строфы 45 из главы 7. Разоблачительная интонация этой фразы.
Анализ строфы 48 из главы 7. Насмешка и негодование в словах: «И даже глупости смешной в тебе не встретишь, свет пустой!»
Анализ строф 24–25 из главы 8. Сатира на высший свет. Ограниченность интересов, пошлость, бессодержательность жизни.
2) Провинциальное дворянство. (Рассказ о жизни Лариных, отца и матери, их гостей с «говорящими» фамилиями. Бытовые картины из жизни провинциальных дворян: бал, именины, приемы гостей, отношение к крепостным, детям, воспитанию и образованию. Рассказ о дяде Онегина.)
3. Картины русской природы на страницах романа. Прочитать наизусть анализируемый отрывок.
(Изображение Пушкиным разных времен года. Лето – строфа 40 из главы 4, строфа 15 из главы 7. Осень – строфы 40–41 из главы 5, строфа 30 из главы 7. Весна – строфы 1–3 из главы 7. Пейзаж всегда реалистичен. Поэт изображает природу средней полосы России, преобладает радостное восприятие природы. Огромное значение имеет пейзаж в раскрытии душевных переживаний героев. Картины природы проникнуты чувством любви к родине.)
4. Лирические отступления. (Четвертую часть романа занимают лирические отступления. О чем они?)
1) Характеристика творческого пути Пушкина (строфы 1–5 из главы 8).
2) О значении любви в жизни поэта (строфы 55–59 из главы 1).
3) Прощание автора с юностью (строфы 43–46 из главы 6).
4) Прощание с читателями и своим романом (строфы 49–51 из главы 8).
В этих лирических отступлениях поэт вводит нас в свой душевный мир. В щедро разбросанных в романе строках отражены интересы Пушкина, его свободолюбие, патриотизм.
5) О театре, драматургах и артистах в строфах 18–19 из главы 1.
6) О писателях и поэтах – современниках Пушкина в строфе 30 из гла-вы 3, в строфе 3 из главы 5, в строфе 22 из главы 7.
7) О литературных направлениях в строфе 55 из главы 7, в строфе 26 из главы 1.
Пушкин нарисовал идейные течения той эпохи, деятелей декабристского движения, состояние литературы и искусства, различные экономические теории и др. Все это и позволило В. Г. Белинскому назвать роман Пушкина «энциклопедией русской жизни».
5. Образ автора.
Автор выступает и как рассказчик, и как действующее лицо. Он любит «милую Татьяну», дружит с Онегиным, принимает активное участие в их судьбе. Он любуется своими героями, переживает за них или осуждает их поступки. «Близость настроений героев романа и автора так значительна, что многие лирические отступления автора могли бы стать внутренними монологами героев», – пишет В. Г. Маранцман [10].
В попутных высказываниях и суждениях Пушкина – итог всего им пережитого и перечувствованного – «ума холодных наблюдений и сердца горестных замет».
Домашнее задание.
1. Прочитать по учебнику статью о романе «Евгений Онегин».
2. Ответить на вопросы (можно по группам):
Каким вы понимаете пушкинское определение «свободный роман»? Почему поэт колебался в определении жанра «Евгения Онегина»? Назовите особенности жанра романа. Расскажите о композиции и художественном своеобразии романа Пушкина.
3. Принести статьи В. Г. Белинского о Пушкине. Что написал критик о героях романа?