Цели: продолжать знакомить учащихся с жизнью и творчеством Н. А. Некрасова; расширять кругозор учеников; показать своеобразие поэзии Н. А. Некрасова, прививать интерес к литературе.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Учащиеся рассказывают наизусть стихотворение И. С. Никитина
(или отрывок из стихотворения), затем показывают выполненные ими рисунки, а остальные ученики зачитывают отрывок из стихотворения, соответствующий содержанию рисунка.
III. Изучение нового материала.
– Сегодня на уроке мы будем вести разговор о жизни и творчестве поэта, которого его современники ценили за то, что он был борцом за свободу, а его лирика была наполнена гражданскими мотивами, о поэте, чьё творчество было поистине народным, и главным героем произведений которого выступал простой крестьянин.
– Может быть, кто-то из вас догадался, кто этот поэт?
– Это Николай Алексеевич Некрасов.
– Вспомните произведения Н. А. Некрасова, которые вы читали. Чем они вам запомнились?
– Что вы знаете о самом поэте?
– Детские годы Николая Некрасова прошли на Волге в селе Грешнево Ярославской губернии. Отец Некрасова, выйдя в отставку в чине майора, поселился с семьёй в своем родовом имении, когда Николаю было 3 года.
Отец будущего поэта, Алексей Сергеевич, был человеком крутого нрава. Доставалось подвластным ему мужикам, хватили с ним горя и его домочадцы, особенно мать Николая, Елена Андреевна, женщина доброй души и чуткого сердца, умная и образованная. Горячо любя своих детей, ради их счастья и спокойствия, она безропотно сносила произвол мужа и терпеливо занималась их воспитанием. Хотя крепостническое самодурство в те годы было явлением обычным, оно с детских лет уязвило душу Н. Некрасова, потому что жертвой оказался не только он сам, не только грешневские крестьяне, но и горячо любимая им мать. «Это было раненное в самом начале жизни сердце, – писал о Н. А. Некрасове Ф. М. Достоевский, – и эта-то никогда не зажившая рана его и была началом и источником всей страстной, страдальческой поэзии его на всю потом жизнь». Именно отсюда Н. А. Некрасов вынес исключительную чуткость к чужому страданию, именно здесь завязалась его сердечная привязанность к русскому крестьянину.
В характере Н. Некрасова уже с детских лет укоренился дух правдоискательства. Рано стал он тяготиться отцовским деспотизмом, рано стал заявлять своё несогласие с образом жизни отца.
В Ярославской гимназии, куда он поступил в возрасте 11 лет, Некрасов целиком отдался приобретённой от матери любви к литературе и театру. Здесь он не только много читал, но и пробовал свои силы в поэзии.
20 июля 1838 года шестнадцатилетний Николай Некрасов отправляется в Петербург, чтобы поступить в университет (однако из-за плохой подготовки в Ярославской гимназии в университет он не поступает, но упорный юноша определяется вольнослушателем и в течение двух лет посещает занятия на филологическом факультете). Узнав о поступке сына, Алексей Сергеевич, который желал видеть Николая в военном учебном заведении, пришёл в ярость и отправил тому письмо с угрозой лишить всякой материальной помощи. Но крутой характер отца столкнулся с решительным нравом сына. Между отцом и сыном произошёл разрыв, и Николай остался в Петербурге без всякой поддержки.
Много испытаний выпало на долю юноши: полуголодное существование, подённая черновая работа в столичных газетах и журналах ради куска хлеба. Но одновременно формировался стойкий, мужественный характер. В эти дни главной темой его поэзии стала судьба простого человека: русской женщины-крестьянки, бесправного мужика, городского нищего люда. Кроме сочинения стихов, Некрасов пробует силы в театральной критике, но обретает популярность как автор стихотворных фельетонов.
В 1843 году двадцатидвухлетний Некрасов встречается с известным литературным критиком В. Г. Белинским. Эта встреча сыграла решающую роль в дальнейшей судьбе и творчестве поэта. Теперь он создаёт зрелые, реалистические стихи. Первое из них – «В дороге» (1845 г.) – вызвало восторженную оценку Белинского: «Да знаете ли вы, что вы поэт – и поэт истинный?» В эти годы Н. А. Некрасов наряду с поэзией пробует свои силы и в прозе. А через некоторое время (1847 г.) он становится редактором журнала «Современник». А ещё через 20 лет (1868 г.) он становится редактором журнала «Отечественные записки» и остаётся им до конца жизни.
Всё творчество Н. А. Некрасова пронизано состраданием, думами о судьбе простого народа. Своей поэзией Некрасов пробудил совесть русского общества, поставил достоинство, честь, гордость выше победы и успеха. Многие стихотворения Некрасова становились народными песнями, так как в них соседствуют и народный здравый смысл, и истинно русская мечтательность. А сам поэт о своём творчестве сказал так:
Я лиру посвятил народу своему,
Быть может, я умру неведомый ему,
Но я ему служил –
И сердцем я спокоен…
– Что хотите сказать?
– Что вас удивило, поразило?
Физкультминутка
Работа над стихотворениями.
1. Учитель выразительно читает стихотворение Н. А. Некрасова «Школьник».
– Легко или трудно будет мальчику добиться своей цели? Почему?
– Что хотел сказать Н. А. Некрасов своим читателям?
Далее следует упражнение в чтении стихотворения.
2. Работа над стихотворением «В зимние сумерки нянины сказки…» строится аналогично.
IV. Итог урока.
? Домашнее задание: подготовить выразительное чтение стихотворений Н. А. Некрасова.