Урок 28. Наука и образование

0
606
познание мира

Цели: изучить особенности науки и образования; развивать учебно-исследовательские умения учащихся, критическое мыш­ление.

Основные понятия: наука, образование, самообразование, знания.

Оборудование: учебник.

План изучения нового материала

1. Что такое наука?

2. Образование, его значение в жизни людей.

3. Право на образование.

Ход урока

I. Организационный момент

Родиной науки считается Древняя Греция, жители которой первыми поняли, что окружающий человека мир вовсе не та­ков, каким он представляется людям, изучающим его только при помощи органов чувств. Греки первыми совершили переход от познания чувствами к познанию мыслями. Позже наука попала в зависимость от религии, и ее развитие существенно замедлилось. Однако постепенно в результате открытий, сделанных Н. Копер­ником, Г. Галилеем, Дж. Бруно, наука начала оказывать все более возрастающее влияние на жизнь общества. Возникли научные лаборатории и институты, появилось слово «ученый».

Наш урок будет посвящен науке и образованию.

II. Изучение новой темы

III.Слово учителя

Под образованием понимают целенаправленную познаватель­ную деятельность людей по получению знаний, умений и навыков либо по их совершенствованию.

Первые школы появились в эпоху Древнего мира. Их созда­ние объяснялось практическими потребностями в образованных людях: без таких людей не мог эффективно функционировать го­сударственный аппарат.

В Средние века большинство школ Западной Европы были церковными (или монастырскими). Обучение в таких школах было платным и велось палатинском языке. Учеников учили чи­тать, писать, изображать числа с помощью пальцев, петь церков­ные гимны и совершать церковные обряды.

Стремительное развитие средневековых городов привело к по­явлению светских городских частных и муниципальных школ. Латынь в этих школах постепенно вытеснялась национальными языками.

К периоду Средневековья относится и появление высших учебных заведений — университетов.

В нашей стране первые высшие учебные заведения появи­лись поздно. 12 января 1755 г. императрица Елизавета Петровна подписала указ об учреждении в Москве университета. Обучение в университете продолжалось 7 лет. Первые три года студенты учились на философском факультете, затем они переходили на юридический или медицинский факультет, где в течение четырех лет изучали дисциплины по избранной специальности.

Основным институтом современного образования является школа.

К функциям образования ученые относят: передачу знаний от поколения к поколению и распространение культуры; освое­ние социальных и культурных норм общества, обеспечение про­фессиональной ориентации и профессионального образования молодежи и др.

I. Изучение дополнительной информации

Учащиеся получают дополнительный материал, который не­обходимо прочитать и сделать пометки (метод «инсерт») и запол­нить таблицу с пометками:

«V» — уже знал

«+» — новое

«—» — не понял

Обсуждение заполненной таблицы в парах. Учитель просит, две-три пары озвучить записи.

V. Подведение итогов урока

— Определите, к каким группам наук относятся предметы, которые вы изучаете в школе.

— Объясните значение понятий «наука», «образование», «са­мообразование».

— Как вы думаете, являлось ли самостоятельное изучение дополнительного материала элементом самопознания?

Домашнее задание

Прочитать с. 137—144. Практикум: задание 2.

Дополнительный материал Непрерывное образование

Вопрос о том, можно ли выучиться, получить образование один раз на всю жизнь, не является новым для общества. Идея непрерывного (по­жизненного) обучения возникла в далеком прошлом. Первые намеки по поводу необходимости постоянно учиться содержатся в древних писаниях (Библии, Коране, Талмуде), в высказываниях Платона, Аристотеля, в на­родных изречениях типа «Век живи — век учись». Предтечей современ­ных представлений о непрерывном образовании стали педагогические взгляды Я.-А. Коменского. В трактате «Всеобщий сонет исправления дел человеческих» ученый писал: «Как для всякого рода человеческого весь мир — это школа, от начала до конца веков, так для каждого человека его жизнь — школа, от колыбели до гроба; мало сказать вместе с Сене­кой: “Учиться ни в каком возрасте не поздно”, но надо говорить: каждый возраст предназначен для учения, и одни и те же пределы отведены че­ловеческой жизни и человеческой школе».

Таким образом, идея непрерывного образования возникла в далеком прошлом, но острую необходимость в ее реализации человечество стало испытывать к концу XX в. Это объясняется динамичностью социально- экономического и духовного развития современного общества. Чтобы соответствовать требованиям стремительно меняющегося общества, не оказаться за бортом жизни, человек должен постоянно пополнять, расширять багаж своих знаний, повышать общую и профессиональную культуру, развивать свой творческий потенциал.

В 1980-е гг. в документах некоторых международных организаций (ЮНЕСКО, Римский клуб и др.), изучающих состояние и перспективы развития мировой системы образования, оформилась концепция непре­рывного образования. Сущность концепции состоит в идее «обучающе­гося общества», пожизненного образования, удовлетворяющего потреб­ность человека в непрерывном совершенствовании и самореализации.

Первоначально идея непрерывного образования разрабатывалась как проблема образования взрослых. При этом учитывались тезисы со­временной психологии о том, что развитие человека не ограничивается рамками детства, а продолжается на протяжении всей жизни, и тем ус­пешнее, чем квалифицированнее помощь, которую он получает извне. Предполагалось, что непрерывное образование облегчит для человека перемену социальных ролей в разные периоды жизни, поддержит и улуч­шит качество индивидуальной и коллективной жизни путем личностного, социального и профессионального развития.

В современной концепции непрерывное образование рассматри­вается как постоянная форма всей жизни человека, начиная с раннего возраста. В процессе образования человека участвуют не только специ­альные учебно-воспитательные учреждения, но и семья, научные центры, неформальные объединения, средства массовой информации, церковь и др. Причем образование взрослых и эффективность обучения детей теснейшим образом связаны между собой, не требуется особых доказа­тельств того, что культурные, социально активные родители, образован­ные педагоги — необходимое условие для успешного развития ребенка. И наоборот, в ситуации малограмотного окружения ребенок не может получить настоящего образования.

Непрерывное образование — это деятельность человека, ориентиро­ванная на приобретение знаний, развитие всех сторон и способностей его личности, включая формирование умения учиться и подготовку к испол­нению разнообразных социальных и профессиональных обязанностей, а также к участию в общественном развитии как в масштабе страны, так и всего мира.

Основные принципы непрерывного образования можно сформули­ровать следующим образом:

• ориентация образовательной системы на человека, на его инди­видуальные и базовые потребности;

• широкий демократизм образовательной системы, доступность, открытость любой ступени и формы образования каждому неза­висимо от пола, социального положения, национальности, физи­ческого состояния и др.;

• быстрое реагирование образовательной системы на особенности интересов различных категорий населения, а также стилей и тем­пов обучения;

• развитие различных форм образовательных услуг, позволяющих каждому желающему воспользоваться ими в удобном для него виде, в необходимом объеме, в подходящем месте, в любое время;

• единство формального и неформального видов (хозрасчетные курсы, кружки, клубы по интересам и др.) образования, создание «образовательного поля», которое преобразует общество в обу­чающее и обучающееся;

• использование электронной технологии в целях обеспечения получения людьми образования на любом этапе их жизненного пути.

В настоящее время отрабатывается система непрерывного образова­ния, которая должна обеспечить взаимодействие всех факторов образо­вания человека. Ведущая роль в этой системе принадлежит народному образованию, которое закладывает основы разностороннего развития личности, обеспечивает базу для продолжения образования и самообра­зования. В системе непрерывного образования самообразование занимает

особое место, поэтому важно развивать умение человека самостоятельно овладевать знаниями, осуществлять поиск информации, работать с ис­точниками и т. д.

Забота о непрерывности образования находится в центре социальной политики многих государств, а само непрерывное образование становит­ся массовым движением, в котором интегрируются учеба и труд.