Цели: продолжать работу над произведениями Л. Н. Толстого; учить детей читать осознанно, работать над развитием мышления, внимания, учить делать выводы.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– Дома вы прочитали рассказ «Акула» Л. Н. Толстого.
– Какой эпизод вас особенно тронул?
Учащиеся показывают рисунки, сделанные ими к особенно взволновавшему их эпизоду рассказа. Другие ученики, выбравшие тот же отрывок, выразительно читают его.
– Какие слова подобрал Л. Н. Толстой, для того чтобы показать, что все, кто видел акулу, испытали сильнейший страх?
– Как состояние страха переходило в радость? Прочитайте.
– Каково ваше отношение к мальчикам? К артиллеристу? К матросам?
Физкультминутка
III. Изучение нового материала.
– Сегодня мы прочитаем еще один рассказ Л. Н. Толстого, главный герой которого тоже мальчик. Рассказ называется «Прыжок».
– Как вы думаете, о чем пойдет речь в рассказе?
Учитель читает рассказ Л. Н. Толстого «Прыжок».
После чтения учитель выдерживает паузу, чтобы дети пережили услышанное. Скорее всего, ученики сами захотят поделиться тем, что их взволновало, рассказать о том, когда они особенно переживали, когда им было страшно за главного героя.
– Почему мальчик полез на мачту корабля?
– Сознавал ли он свои действия, когда ступил на перекладину? Подтвердите ваше мнение словами рассказа.
– Почему капитан, отец мальчика, закричал, что застрелит его?
– Почему, когда все закончилось благополучно, капитан заплакал?
IV. Итог урока.
– Чему научил вас урок?
– Что особенно запомнилось, взволновало?
Домашнее задание: прочитать рассказ Л. Н. Толстого «Прыжок» (с. 156–159, часть 1-я), выписать в тетрадь по чтению слова, характеризующие мальчика и капитана.