Урок 27 Времён связующая нить

0
2810

Цель: углублять представление учащихся о понятиях «связь поколений» и «культурном наследие».

Задачи:

– расширение знаний о значимости культурного наследия народа в познании себя и мира;

– развитие творческих способностей и умения анализировать, сравнивать, выделять главное и устанавливать причинно-следственную связь между различными явлениями мировой культуры;

– воспитание ценностного отношения к культурному наследию.

Круг радости

Учитель приветствует учеников и приглашает встать в круг. Затем декламирует стихотворение Е. Муравлёвой.

* * *

Елена Муралёва

Как древо пьёт корнями сок,
Из почвы к кроне жизнь качая,
Так ищет человек исток,
Своей истории не зная.
Но древо корни бережёт
И знает: в них — судьбы основа.
И только с ними ствол растёт
И семя жизнь кидает снова.

Беседа

Цель беседы – вовлечь учащихся в процесс определения ведущих идей урока в ходе обсуждения вопросов рубрики учебника «Размышляем, беседуем». Первые четыре вопроса направлены на выявление личного мнения учащихся о рассматриваемых проблемах, последние два вопроса – на выявление опорных знаний и субъективного опыта учащихся.

1. Как вы понимаете смысл выражения «времён связующая нить»?

2. Что связывает поколения людей между собой?

3. Что понимают под культурным наследием народа?

4. Для чего современному человеку нужно знать культурное наследие своего народа?

5. Какие культурные и трудовые традиции своего народа вы знаете?

6. Назовите, какие культурные ценности есть в вашем регионе? Что вы знаете о них?

В целом в ходе беседы выявляется степень понимания учащимися духовной связи между поколениями, смысла социального опыта, культурных и трудовых традиций и ценностей народа.

Чтение

Для расширения представлений учеников о значимости духовного достояния народа их вниманию предлагается казахская притча в изложении М. Шаханова, помещенная в рубрике учебника «Читаем».

Рассуждения учеников следует подвести к мысли о значимости духовного достояния в жизни любого народа, о его влиянии на традиции и культуру каждого поколения.

Прочитайте казахскую притчу и ответьте на вопросы к тексту.

Казахская притча

Мухтар Шаханов

В давние времена некий могущественный хан, задумавший покорить народ, привёл свои войска к границе и послал нескольких лазутчиков, наказав им: «Выведайте, какие у них силы против нас».

Когда же лазутчики вернулись, хан призвал к себе своих визирей и военачальников, и они вместе слушали их донесения:

– Мы побывали во многих местах, – сказал один из посланных, – и как-то раз оказались на большом пиру. Был там и правитель этого народа. Когда пиршество было в самом разгаре, в юрту вошёл юноша лет шестнадцати с домброй в руках. И сидевший на самом почётном месте хан потеснился и посадил его рядом с собой. Поражённые таким поступком хана, мы спросили, почему такой почёт какому-то юнцу, на что нам с гордостью ответили: «Это же наш поэт!»…

– Коли у них такой глупый правитель, нам под силу попросту закидать шапками этот народ! Мой хан, дозвольте выдвигать войска! – страстно заговорил военачальник. И тогда безмолвно слушавший донесение хан тяжёлым взглядом смерил своего полководца и молвил:

– Нет. Поверните войска назад. Нельзя считать победой разгром народа, который столь почитает своих поэтов, своё духовное достояние, народа, у которого столь высокая культура.

1. В чём проявилась мудрость хана?

2. Почему народу важно беречь своё духовное достояние?

Цитата урока

Следующий этап урока ориентирован на осознание учениками духовной связи между поколениями. Учитель предлагает вниманию учеников изречение Мухтара Шаханова, размещенное в рубрике учебника «Цитата». В завершение обсуждения цитаты учитель акцентирует внимание учащихся на том, что каждый человек является носителем родного языка и культуры, знает свой край и его историю, которые в совокупности дают ему право называться представителем своего народа. Вместе с тем учащимся важно понять, что каждый из них неповторим и тем самым ценен не только для себя и родных, но и для своего народа, для своего поколения. Значит, учащиеся должны осознать свой долг и ответственность в обеспечении связи поколений, в развитии истории и культуры своего народа.

У каждого народа есть четыре корня: родная земля, родной язык, родная история и родная культура.

МухтарШаханов

· Поясните смысл изречения.

Задание

Данное задание направлено на развитие умения учащихся анализировать, сравнивать, выделять главное, заложенное в подтексте изречений о духовном наследии. Выполняя задание, учащиеся убеждаются в правоте тех выводов, которые были сделаны при чтении и обсуждении цитаты урока.

Прочитайте высказывания, выберите понравившееся и объясните его смысл.

· Бессмертие народа – в его языке.

Ч.Айтматов

· Величайшее богатство народа – его язык! Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта.

М.Шолохов

· Язык есть исповедь народа, его душа и быт родной.

П.Вяземский

· Цель жизни народов – не благо и благополучие, а творчество ценностей и память своей исторической судьбы.

Н.Бердяев

· Книги – корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению.

Ф.Бэкон

· Быть человеком – значит не только обладать знаниями, но и делать для будущих поколений то, что предшествовавшие делали для нас.

Г.Лихтенберг

· Кто не принадлежит своему Отечеству, тот не принадлежит и человечеству.

В.Белинский

Круг «От сердца к сердцу»

В завершение урока учитель может предложить учащимся спеть песню «Прекрасное далеко» на слова Ю.Энтина.

Прекрасное далеко

Слова Ю. Энтина

Слышу голос из Прекрасного далека,

Голос утренний в серебряной росе.

Слышу голос, и манящая дорога

Кружит голову, как в детстве карусель.

Припев:

Прекрасное Далеко!

Не будь ко мне жестоко,

Не будь ко мне жестоко,

Жестоко не будь!

От чистого истока

В Прекрасное Далеко,

В Прекрасное Далеко

Я начинаю путь.

Слышу голос из Прекрасного далека.

Он зовет меня в чудесные края.

Слышу голос – голос спрашивает строго:

А сегодня что для завтра сделал я?

Припев.

Я клянусь, что стану чище и добрее,

И в беде не брошу друга никогда.

Слышу голос – и спешу на зов скорее

По дороге, на которой нет следа.

Припев.

поурочные планы для 6 класса, Самопознание