Урок 27. Производитель на рынке

0
819
информатика

Цели: ознакомить со структурой производства, показать принципиальное различие между предприятием и фирмой как хозяйственными субъектами; показать сущность предпринимательства как особой формы экономической активности; развивать умения анализировать экономические ситуации и рассчитывать экономическую эффективность принимаемых решений.

Тип урока: комбинированный.

> Ход урока

I. Организационный момент

(Учитель называет тему и цели урока, подчеркивает, что главные понятия урока – три категории экономики: предприятие, фирма, отрасль.)

Мы рассмотрим следующие вопросы:

1. Структура производства.

2. Фирма и предприятие.

3. Основы предпринимательства.

4. Субъекты предпринимательской деятельности.

5. Формы организации бизнеса.

II. Проверка домашнего задания

– Выполним тестирование.

Тест

1. Что является главной движущей силой в развитии системы свободного предпринимательства?

а) правительство; б) конкуренция;

в) налоги; г) товарооборот.

2. Сила, которая заставляет предпринимателей вести свои дела таким образом, чтобы улучшать свой товар, уменьшать его стоимость и обогнать конкурентов, называется…

а) мотив прибыли;

б) система ценообразования;

в) цена замены;

г) ситуация выбора.

3. Чем определяется качество продукта и его цена в рыночной экономике?

а) правительственным регулированием;

б) системой конкуренции;

в) ценовой стабильностью;

г) необходимостью в экспорте товара.

4. Что необходимо для капитализма как экономической системы?

а) общественная собственность;

б) частная собственность на средства производства;

в) правительственное управление производством;

г) корпоративный контроль за конкуренцией.

5. Что из предложенного является примером экономического

стимула?

б) лояльность; г) заработная плата.

а) патриотизм; в) амбиции;


6. Что из предложенного является лучшим примером того, как правительство оберегает рыночную экономику?

а) ограничение загрязнения окружающей среды;

б) ограничение скорости на скоростных автомагистралях;

в) строительство дорог и мостов;

г) введение антимонопольного законодательства.

7. Закон спроса гласит, что…

а) продавцы будут предлагать больше товаров по высоким ценам, чем по низким ценам;

б) покупатели будут покупать больше товаров по низким ценам, чем по высоким ценам;

в) изменение цен мало изменит величину спроса на продукт;

г) покупатели будут покупать товары по высоким ценам, если товар будет высокого качества.

8. Каковы условия свободного или совершенного рынка?

а) огромные корпорации не могут контролировать цены потому, что они вне конкуренции;

б) продавцов больше, чем покупателей;

в) покупателей больше, чем продавцов;

г) нет силы, которая могла бы контролировать цены, потому что много покупателей и продавцов.

9. Точка пересечения кривых спроса и предложения называется…

а) цена; б) стоимость;

в) равновесная цена; г) насыщаемость.

10. Чем определяются цены в системе свободного предпринимательства?

а) взаимодействием спроса и предложения;

б) правительством;

в) влиянием спроса на равновесную цену;

г) взаимодействием сил, уменьшающих границы насыщаемости и цены.

11. Почему 100% увеличение цен на молоко имеет меньший эффект, чем такое же увеличение цен на прохладительные напитки?

а) прохладительные нагштки относительно дороже;

б) производство молока поддерживается правительством;

в) молоко не имеет заменителей.

12. Какова наиболее вероятная причина падения цен на рынке?

а) увеличение предложения при неизменном спросе;

б) увеличение спроса при неизменном предложении;

в) увеличение спроса и предложения;

г) уменьшение спроса и предложения.

13. За год производство товара удвоилось. Что будет результатом этого?

а) спрос на него упадет; б) цена на него вырастет;

в) цена на него упадет; г) предложение не изменится.

14. Что произойдет со спросом на продукт, если цены вырастут?

а) спрос не будет изменяться;

б) спрос будет увеличиваться;

в) спрос станет больше, чем предложение;

г) спрос будет уменьшаться.

15. В экономике под определением спроса подразумевают число товаров и услуг, которые…

а) производители представляют по данной цене;

б) потребители хотели бы иметь;

в) покупатели хотят и могут купить по данной цене;

г) правительство купило выше рыночной цены.

Ответы: 1 б, 2 а, 3 б, 4 б, 5 г, 6 г, 7 б, 8 г, 9 в, 10 а, 11 в, 12 а,

13 в, 14 г, 15 в.

III. Изучение нового материала

1. Структура производства

– Прочитайте текст учебника Кравченко на с. 91-93. Выпишите термины и их определения; составьте логические схемы.

2. Фирма и предприятие

– Прочитайте текст учебника на с. 93-94. Найдите определения понятий «фирма», «предприятие», выясните их место в отрасли производства.

3. Основы предпринимательства

– Что вы понимаете под предпринимательством?

– Бизнес и предпринимательство – одинаковые понятия или разные?

Общепринятого определения предпринимательства нет. Например, американский ученый Роберт Хизрич считает, что предпринимательство есть «процесс создания чего-то нового, что обладает стоимостью». Прочитайте определение предпринимательства, данное в учебнике на с. 100.

– Какие условия необходимы для начала предпринимательства, т. е. каковы основы предпринимательства? (Частная собственность, конкуренция, ценообразование. Частная собственность позволяет свободно принимать решения, конкуренция мотивирует производство, система ценообразования определяет прибыль.)

4. Субъекты предпринимательской деятельности

(Проводится фронтальная беседа, в ходе которой повторяется сущность понятия «субъект» и учащиеся могут сами назвать и объяснить, почему государство, предприниматель, партнер, потребитель и наемный работникявляются субъектами.)

Итак, основной субъект – предприниматель. Он действует не только в соответствии с интересами потребителя, но и сам может формировать спрос потребителя. В этом проявляются две стратегии предпринимательской активности: на основе выявленного интереса или на основе навязывания ему нового товара.

Основные средства воздействия предпринимателя на потребителя:

• новизна товара и его соответствие интересу потребителя;

• качество;

• цена, доступность товара;

• степень универсальности товара;

• внешний вид и упаковка;

• отличие товара от подобного товара других производителей и возможность потребителя ознакомиться с такими отличиями;

• соответствие государственным или общепринятым стандартам;

• дополнительные или сопутствующие услуги;

• организация и качество рекламной кампании.

Эти средства предприниматель использует для достижения своей главной цели – создать свой круг потребителей, чтобы гарантировать стабильную прибыль.

Государство в зависимости от ситуации может быть:

• катализатором предпринимательского процесса;

• тормозом в развитии предпринимательства;

• занимать нейтральную позицию.

Значительную роль государство играет в поддержке малого бизнеса.

– Прочитайте текст учебника на с. 102-103.

– Что такое малый бизнес? Каковы его отличительные черты?

Для аргументации своего ответа необходимо использовать материалы СМИ, прежде всего своего региона.

5. Формы организации бизнеса

(Комментирование учителем текста учебника, чтобы учащиеся смогли записать положительные стороны и недостатки каждой формы бизнеса.

Более подробно учитель рассказывает о некоторых ценных бумагах.)

Ценная бумага – это документ, который выражает имущественное право и приносит доход в форме процента или дивиденда.

Наиболее распространенные виды ценных бумаг – облигации и акции.

Облигации – долговое обязательство, которое дает право ее владельцу на выплату номинальной суммы в оговоренный срок и ежегодно оговоренных процентов.

Акция – ценная бумага, которая выпускается акционерным обществом и удостоверяет право собственности на долю в капитале общества.

Дивиденд – часть прибыли акционерного общества, распределяется среди акционеров пропорционально числу акций.

Акции бывают простые (обыкновенные) и привилегированные.

Привилегированные акции гарантируют получение фиксированного дивиденда, но не дают права участвовать в управлении компанией.

– Как вы думаете, почему таков статус привилегированных акций. (Поскольку величина дивиденда по привилегированным акциям не зависит от прибыли, их владельцы могут вовлечь компанию в рискованные операции, а от этого пострадают владельцы простых акций.)

Номинальная стоимость акции – это та сумма денег, которая указана на акции, и при учреждении акционерного общества продается именно по этой цене. Курс акций устанавливается при перепродаже акции.

IV. Закрепление изученного материала

Для получения дополнительного капитала компания выпускает облигации и акции. Выпущено 10 ООО акций и 5000 облигаций. Величина дивиденда зависит от прибыльности компании. Облигация стоимостью 100 рублей выпущена на 10 лет с ежегодной выплатой 5%. На второй год после дополнительного выпуска акций и облигаций на выплату дивидендов и процентов направлено 100 000 рублей прибыли.

– Как эти деньги будут распределены? (Сначала деньги направляются на удовлетворение финансовых требований владельцев облигаций – это долговые обязательства, поэтому их

надо погашать в первую очередь. Всего будет выплачено 5×5 ООО = 25 ООО рублей.

На выплату дивидендов останется 100 000-25 ООО = 75 ООО рублей. Дивиденд составит 75 ООО : 10 ООО = 7,5рублей.)

Домашнее задание

Выучите § 13 (учебник Кравченко), выполните задания 4 и 7.