Урок № 27. ПРИЛОЖЕНИЯ КАК РАЗНОВИДНОСТЬ ОПРЕДЕЛЕНИЯ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ПРИЛОЖЕНИИ

0
715
литература

Урок № 27. ПРИЛОЖЕНИЯ КАК РАЗНОВИДНОСТЬ ОПРЕДЕЛЕНИЯ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ПРИЛОЖЕНИИ

Цель: дать понятие о приложении как особой форме определения, о согласованных и несогласованных приложениях.

1. Словарная работа.

Диктант (с. 68-74).

Пейзаж:, ландшафт, трамвай, троллейбус, решение, постановление, пьеса, артист, актер, иллюстрированный.

II . Синтаксический разбор предложений.

/. На той стороне реки, заросшей ольхой и черёмухой, видны были вытащенные на берег лодки (А. Фадеев).

2. На окне моём изморозь вяжет сноп непахнущих зимних цветов
(М. Светлов).

III . Новый материал.

1. Анализ примеров:

Попрыгунья-стрекоза лето красное пропела (И. Крылов). В классе мы читали о попрыгунье-стрекозе и трудолюбивом муравье.

Определите, каким членом предложения является слово стрекоза в обоих примерах.

Чем выражено это определение?

При изменении падежа главного слова стрекоза меняется падеж определения попрыгунья. Что это за способ связи?

Вывод. Что называется приложением, сообщает учитель или уча­щиеся формулируют сами после прочтения § 18 учебника.

Когда при одиночном приложении ставится дефис?

Анализ примеров: Москва-река, река Москва, Иван-царевич, царевич Иван.

Вывод. Когда ставится дефис при приложении, выраженном именем собственным, сообщает учитель или учащиеся формулируют сами.

4. Чтение § 18.

IV . Тренировочные упражнения.

1. Нередко кто из вас затрудняется определить, какое из двух напи­санных через дефис существительных является приложением. А это не так

уж и трудно. Вспомним, что приложение дает предмету другое название, подчеркивает какие-то его особенности. Замените это слово обычным со­гласованным определением: лётчик-испытатель- лётчик, испытываю­щий самолет; чудо-богатырь чудесный богатырь. Приложение будет испытатель, чудо.

А теперь потренируемся. Словосочетания с определениями преобра­ зуем в приложения:

Рабочий нефтяной промышленности. 2. Строитель, специалист по бетону. 3. Художник, сам научившийся живописи. 4. Красивая Волга. 5. Злая западня. 6. Рыба, похожая на меч. 7. Гигантские суда.

От приложений необходимо отличать: 1) Сложные слова (изба-читальня). 2) Сочетания-синонимы (друг-приятель). 3) Сочетания-анто­нимы (купля-продажа). 4) Фразеологические сочетания (хлеб-соль).

Поставьте нужную цифру (1, 2, 3, 4) к каждой группе слов, исполь­зуя предоставленные сведения.

Приложения обозначьте цифрой «5».

Ответ для учителя:

Грусть-тоска, сила-удаль, друзья-приятели (2).

Летчик-космонавт, дом-музей (1).

Город-герой, девочки-подростки (5).

Прием-выдача, вход-выход (3).

Руки-ноги, трын-трава (4).

3. Диктант «Проверяю себя» или осложненное списывание.
Проставьте недостающие знаки препинания, и дефис при приложе­нии:

1. В низовьях Енисея ловили перемётами красную рыбу, наживляя на
узы такие лакомые кусочки подкопчённых вьюнов, что дурило осетрище
хватает их с почти голыми крючками. 2. В студёный осенний денёк вышел
Игнатий на Енисей поставил перемет самолов. 3. Царь рыба резко вертанулась громыхнула и черно поднявшимся ворохом воды ударило рыбака по
голове давнуло на уши полоснуло по сердцу.

В. Астафьев

Упр. 163.

Поставьте слова, данные в скобках, в нужной форме и дайте этому объяснение.

/. Лодка быстро двигалась по реке (Шексна).

Из озера (Байкал) вытекает только одна река.

Мой друг живет в городе (Волгоград).

6. Запишите под диктовку. Объясните постановку дефиса.

/. Расступись, о старец-море, дай приют моей волне (М. Лер­монтов). 2. И вот идет сама волшебница-зима (А. С. Пушкин). 3. Поэт Некрасов свое детство провел на берегу реки Волги. 4. Няня рассказывала сказку про братца Иванушку и сестрицу Аленушку. 5. Я смотрю на его ве­ селое лицо и вспоминаю бабушкины сказки по Ивана-царевича и Иванушку- дурачка (А. М. Горький).

V . Задание на дом:

§ 18, упр. 166.