Цели: познакомить учащихся с особенностями художественного мира Н. А. Некрасова, развивать умение выразительного чтения и анализа поэтического текста; воспитывать вдумчивого и внимательного читателя.
Ход урока
I. Организационный этап урока.
Создание эмоционального настроя, постановка целей.
II. Н. А. Некрасов. «Крестьянские дети»*.
Исходя из уровня литературной подготовки класса учитель определит глубину знакомства с текстом.
Первичное знакомство с текстом стихотворения и обмен впечатлениями от услышанного.
Комментарий: желательно, чтобы текст стихотворения был прочитан учителем. В том случае если чтение будет доверено учащемуся, необходима подготовительная индивидуальная работа.
Учитель. Встречались ли вы когда-нибудь с этим стихотворением?
Дети непременно вспомнят о том, что в начальной школе они знакомились со стихотворением «Мужичок с ноготок» («Однажды в студеную зимнюю пору…»). Учитель говорит учащимся о том, что изученный ранее текст не отдельное стихотворение, а составная часть поэмы «Крестьянские дети».
III. Анализ стихотворения «Крестьянские дети».
1. Беседа по вопросам.
– Какова композиция стихотворения? Можно ли разделить его на части? Найдите границы частей. (Текст состоит из двух больших частей, посвященных изображению светлой, «нарядной стороны» жизни (отрывки 1–6) и трудной, тяжелой стороны (отрывки 7–8). 9-й отрывок – кульминационное обращение к детям.)
– Рассказчик говорит, что он задремал в сарае, потом проснулся и увидел, что за ним наблюдают крестьянские дети. Сначала они боялись, но постепенно осмелели. Что стал делать рассказчик? Чем он развеселил детей? (Дрессированная собака стала выполнять команды хозяина, и сарай сразу превратился в цирковую арену:
Обширная область собачьей науки
Ему в совершенстве знакома была;
Он начал такие выкидывать штуки,
Что публика с места сойти не могла,
Дивятся, хохочут! Уж тут не до страха!)
– Чем закончилось неожиданное представление?
– Каковы интонации рассказчика? К кому может быть обращен его рассказ, кто слушатели этой истории?
Примечание. На доске и в тетрадях можно начертить таблицу. Заполняется постепенно, по ходу анализа.
Часть |
Содержание |
Рассказчик |
Слушатели |
1 |
Встреча охотника с крестьянскими детьми |
Охотник |
Друзья, гости |
2 |
Обращение к читателям, воспоминания о детстве, рассуждение о жизни крестьянских детей и рассказ о встрече с мальчиком Власом |
Журналист, |
Читатель из дворян, из общества образованных |
3 |
Обращение к крестьянским детям |
Гражданин, |
Крестьянские дети |
4 (1) |
Встреча охотника с крестьянскими детьми |
Охотник |
Друзья, гости |
После того как таблица заполнена, учителю нужно сделать вывод о том, что первая и последняя часть как бы обрамляют все произведение. Это позволяет детям получить представление о таком композиционном приеме, как рассказ в рассказе.
2. Погружение в текст. (Комментированное чтение.)
Вопросы для анализа:
– Почему автор называет крестьянских детей милые плуты? (Автор называет так детей потому, что они хитрят, плутуют, но их плутовство наивно, в нем нет злого умысла.)
– «О, милые плуты!» – с этими словами автор обращается к детям или это риторическое восклицание?
– В первом отрывке охотник рассказывает историю встречи с детьми своим друзьям. Изменяется ли образ рассказчика? К кому он обращается в этом отрывке? (Первое, на что нужно обратить внимание: меняется адресат. В тексте он назван: читатель, причем читатель преимущественно из дворянского сословия, – автор предполагает, что он может относиться к крестьянским детям как к людям «низкого сорта».
Образ рассказчика тоже становится совершенно иным: перед нами журналист, с публицистическим пафосом обращающийся к публике, высказывающий мнение, которое в те годы противоречило устоявшейся в обществе традиции: «…Я все-таки должен сознаться открыто, / Что часто завидую им…».)
– Почему рассказчик завидует крестьянским детям? Что значит фраза «В их жизни так много поэзии слито…»?
– Кого автор называет балованными детками?
– Как вы понимаете строки: «Счастливый народ! Ни науки, ни неги / Не ведают в детстве они»?
– О какой ситуации говорит нам автор в следующих строчках?
Я делывал с ними грибные набеги:
Раскапывал листья, обшаривал пни,
Старался приметить грибное местечко,
А утром не мог ни за что отыскать.
(Рассказчик сопоставляет себя с детьми: он, дворянский сын, не мог сравниться в смекалке и наблюдательности с детьми крестьян (они легко находили на следующий день замеченные раньше грибные места, а рассказчик не мог отыскать.)
– Как вы понимаете значения слов вологжанин, лудильщик, портной, шерстобит!
Вологжанин – житель города Вологды.
Лудильщик – рабочий, который лудит (чинит) посуду.
Портной – мастер по шитью одежды.
Шерстобит – работник, который обрабатывает шерсть, чтобы она становилась мягкой.
– Понаблюдайте над длиной строки в стихотворении в тех случаях, когда автор пишет о том, кто шел или ехал по дороге, или рассказывает об отдыхе. (Когда автор пишет о том, кто шел или ехал по дороге, то длина строки становится меньше. Потом, когда говорится об отдыхе, строки вновь удлиняются.)
– Как вы думаете, почему?
– Почему крестьянских детей так интересовали рассказы прохожего люда? Какое значение имела проходящая через село дорога для крестьянских ребятишек? (Многие современные дети с трудом представляют, что когда-то не было ни телевидения, ни радио, ни компьютеров и узнать о мире и о жизни можно было лишь из газет, журналов, книг, а неграмотному человеку – только из рассказов путешествующих, странников.)
– Объясните смысл слов и выражений: «Чернехоньки губы у всех, / Набили оскому: черница поспела!», «Взлетит ли тетеря, / Закокав птенцам».
– Посчитайте количество предложений в этом отрывке. Определите вид этих предложений по интонации. Какое настроение передает нам поэт с помощью этого отрывка? (Из шести предложений четыре – восклицательные.)
– Найдите в тексте ответ на вопрос: что необходимо сделать, чтобы вырастить хлеб.
– Объясните значения слов серп, сноп, рига, цеп, навьют сенца.
Рига – сарай для сушки снопов и молотьбы.
Навить сено – накладывать сено. Просушенное сено накладывают, высоко навивают на воз, ребенок влезает на самый верх и «в деревню въезжает царем».
– Почему труд оборачивается к Ванюше сначала «нарядной своей стороной»? (Когда ребенок видит, что работа, в которой он принимал участие, приносит видимые результаты, что человек, который выполнил эту работу, пользуется почетом и уважением, ему тоже хочется трудиться, и такой труд – не тягость, не наказание, а радость.)
– Что делает автор, чтобы читатель представил себе не только «нарядную сторону» жизни крестьянских детей? Как вы понимаете выражение «две стороны одной медали»? Как использует это выражение автор?
– Найдите противопоставление в строках стихотворения:
Те честные мысли, которым нет воли,
Которым нет смерти – дави не дави,
В которых так много и злобы и боли,
В которых так много любви!
– Какие мысли мучают автора? Почему в них соединяются и злоба, и боль, и любовь? Как эти мысли выражены поэтом в прочитанном нами стихотворении «На Волге»? (Мысли о крестьянских детях, об их дальнейшей судьбе вызывают у поэта мысль о судьбе России и всего русского народа. Любовь к России смешивается с мучительным чувством боли за нее.)
– Как меняется образ рассказчика в конце стихотворения? Кого мы видим перед собой: охотника в гостиной, журналиста или кого-то еще?
– Какое вековое наследство призывает хранить поэт? (Вековое наследство – это лучшие традиции русского народа: любовь к родине, к родной земле, любование ее красотой, радость жизни, радость трудиться и растить хлеб.)
– Мы прочитали текст стихотворения, который находится внутри нашего домика, то есть между началом и концом, и в нем рассказывается о встрече охотника с крестьянскими детьми.
Домашнее задание:
1. Подготовить выразительное чтение понравившегося отрывка.
2. Индивидуальное творческое задание: создать галерею портретов крестьянских детей – героев произведений русских писателей.