Урок 27. Краткие и полные страдательные причастия
Цели: закрепить знания учеников о страдательных причастиях; дать понятие о краткой и полной формах страдательных причастий; развивать пунктуационные навыки.
Методические приемы: наблюдения в тексте, объяснения учи теля, орфоэпическая работа.
Ход урока
I . Проверка домашнего задания
1. Вопросы на усвоение материала.
Что обозначают действительные причастия?
Что обозначают страдательные причастия?
Чем отличаются суффиксы страдательных причастий от суф фиксов действительных?
2. Взаимопроверка упражнения 85.
П. Тест
Учитель предлагает выполнить проверочный тест (см. прило жение 4).
Ключи к тесту:
Вариант 1: 1) б, д; 2) в, г; 3) б, в, г. Вариант 2: 1) а, в, д; 2) б, г; 3) в, г.
III . Изучение темы «Краткие и полные страдательные причастия»
1. Сопоставление полных и кратких страдательных причас тии
Сравним пары предложений, определим основы, выделим при частия (предложения написаны на доске):
Стадион, освещенный мощными прожекторами, был полон.
Полный стадион освещен мощными прожекторами.
В окно, распахнутое настежь, влетела птица.
Окно распахнуто настежь.
В первых предложениях каждой пары содержатся полные стра дательные причастия, во вторых – краткие.
Сопоставим этот факт с известными нам полными и краткими прилагательными: хороший – хорош, белый – бел, смелый – смел и т. д.
Как и краткие прилагательные, краткие страдательные причас тия являются в предложении сказуемыми.
Работа с теоретическим материалом учебника. Ученики самостоятельно изучают § 15.
Вопросы на усвоение материала.
Как изменяются страдательные причастия в краткой форме? Приведите примеры.
Какую роль играют полные страдательные причастия в пред ложении?
Какую роль играют краткие страдательные причастия в пред ложении?
IV . Орфоэпическая работа
Упражнение 87: прочитаем правильно слова в рамке на с. 40, выполним задание; хором произнесем краткие страдательные при частия женского рода.
V . Выполнение упражнений
Упражнение 88: устный разбор, письменное выполнение; словообразовательный разбор, разбор слова по составу и морфологи ческий разбор выполняются у доски и в тетрадях. Домашнее задание
§ 15.
Упражнение 89.