Цели: познакомить с ролью главных и второстепенных членов предложения; совершенствовать знания о связи слов в предложении.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– Прочитайте предложения, которые вы составили. Какие это предложения по интонации?
III. Минутка чистописания.
На доске записаны буквы: т, ж, ы, л, ё, й.
– На какие две группы можно разделить данные буквы? (На гласные и согласные.)
– Составьте цепочку из согласных букв.
тжлй…
– Подчеркните лишнюю букву. Обоснуйте свой ответ. (Лишняя буква т, она обозначает глухой звук, все остальные согласные обозначают звонкие звуки.)
– Продолжите цепочку до конца строки, буквы в цепочке можно менять местами.
IV. Словарно-орфографическая работа.
– Какое слово рассыпалось? (жёлтый.)
– Найдите это слово в орфографическом словаре, запишите, запомните орфограмму букву ё.
– Назовите синонимы (близкие по смыслу слова). (Жёлтый, золотой, лимонный, янтарный, соломенный, яичный.)
– Отгадайте загадку:
Он и жёлтый, и сыпучий,
Во дворе насыпан кучей.
Если хочешь, можешь брать
И играть.
(Песок.)
Явился в жёлтой шубке:
– Прощайте, две скорлупки!
(Цыплёнок.)
V. Наблюдение над особенностями главных и второстепенных членов предложения.
1. Деление сплошного текста на предложения. (Упр. 92.)
2. Работа над правилом по учебнику.
– Какие бывают члены предложения?
– Какие члены предложения называются главными?
– Какую роль выполняют в предложении второстепенные члены?
3. Порядок разбора по членам предложения. (Упр. 93.)
– Как найти главные и второстепенные члены предложения?
– Сейчас мы проведем физкультминутку. Я буду называть слова с безударными гласными. если в слове безударная гласная а, вы сделаете наклон вперед, если безударная гласная о, сделаете наклон назад. Постарайтесь сосчитать, сколько безударных гласных о вам встретилось.
Учитель называет слова: молчит, кормить, больница, дарить, молодой, уплатил, горюет, шагает, торговля.
VI. Распространение предложений и их разбор по членам.
1. На доске записаны предложения:
Листья летят.
Листья пожелтевшие по ветру летят (А. Толстой).
– Прочитайте предложения. Сравните их.
Предложения, в которых есть только главные члены, называются нераспространенными. (Солнце светит. Собака лает.)
Предложения, которые кроме главных членов имеют хотя бы один второстепенный член, называются распространенными. (Ласково светит весеннее солнце. Громко лает собака.)
2. Распространите предложение:
Выстроились сосны. Осень царствует.
– Разберите получившиеся предложения по членам.
– Составьте (устно) предложение, в котором: 1) есть только главные члены; 2) есть главные и второстепенные члены.
VII. Итог урока.
– Какие бывают предложения?
– Какую роль выполняют второстепенные члены предложения?
Домашнее задание. Упражнение 95, правило на с. 44.