Цель: сформировать представление о солености, изменениях температуры поверхностных вод
и с глубиной; развивать умения высчитывать соленость.
Оборудование: физическая карта полушарий, атлас.
Ход урока.
I. Орг.момент.
II. Опрос.
Вопросы:
1.Чем различается: а)остров и материк; б)залив и пролив.
2.Пользучсь планом описания географического положения моря, описать положение Черного моря.
3.Устные ответы у доски ( ученик дает определение и приводит примеры):
1) материки, острова, полуострова;
2) Моря, заливы, проливы.
III. Изучение нового материала.
Беседа по вопросам:
– Какая в океане вода на вкус? Почему вода в океанах горько-соленая?
– Что такое соленость? Как её определить?
– Промилле – это тысячная часть, а проценты – сотая часть.
Задание 1.
Работа с учебником. Прочитать пункт 1 «Соленость воды», рассказать о прочитанном.
Задание 1.
Сколько соли необходимо взять, чтобы сделать соленость воды 35‰?
Решите задачу.
– Сколько граммов различных веществ можно получить из 1 т черноморской воды, если её соленость 18‰? Во сколько раз меньше, чем из 1 т воды Красного моря?
Дано: Решение:
V = 1 т 1 т = 1000л
Соленость Черного =18‰ 1)1000 · 18 = 18000 =
Красного = 42‰ получить из черноморской воды.
Найти: сколько соли можно
Получить из 1 т воды этих 2)1000 · 42 = 42000 =
морей. 3)42 : 18 = 2,3
Ответ: из воды Красного моря можно получить в 2,3 раза больше соли, чем из Черного.
– Сравните – средняя соленость Балтийского моря – 11‰, в центральной части – 6-8‰, в Финском заливе – 1‰. Какой вывод напрашивается?
– Какую проблему нам необходимо решить? (почему соленость разная).
Вывод.
На соленость влияют: количество осадков, испарение, количество и полноводность реки, образование льдов).
– Почему возле Антарктиды соленость больше, чем в Северном Ледовитом океане.
— Почему соленость изменяется только в верхнем слое воды, а на глубине океана остается постоянной? (факторы, изменяющие соленость оказывают наибольшее влияние на верхние слои)
– Почему соленость воды низкая там, где в Океан впадают реки?
2.Температура воды.
– Проанализируйте эти цифры:
90 с.ш – – 1,5° С
60 с.ш. – + 4.8° С
30 с.ш. – + 21° С
0 ш. – + 27° С
– Что происходит с водой от экватора к полюсам?
А теперь посмотрите на эти данные:
200м + 15,5° С
3000м + 2,8° С
– О чем говорят эти данные?
Задание 2.
Построить график изменения температуры воды с глубиной.
IV. Итог урока.
– Что вы узнали нового сегодня на уроке?
– Решите задачу. Сколько грамм соли содержится в 1 т воды, если из 10 т воды получили
Домашнее задание. § . Решить задачу.