УРОК 25. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5 КЛАССЕ

0
456
информатика

1. Игра «Подбери пару».

– Часто слова похожи внешне, но не родственны. Зато возникшее сходство дает повод для шуток, рождения каламбуров.

У Ф. Кривина по этому поводу найдем:

– О Лень! – возмутился Олень. –

Чего ты лежишь, словно пень?

– Тю, Лень! – удивился Тюлень. –

Чего ты блуждаешь, как тень?

Но им не ответила Лень:

Лень!

– Докажите, что данные слова не родственные, подобрав к ним пару с тем же корнем.

Поднос, переносица

Разредить, разряд

Мощеный, мощный

Дольний, дальний

Величие, приличие

Заводь, завод

– Как знание значения корня помогает нам писать слово правильно?

2. Исследовательская работа

– Прослушайте историю одного слова и докажите, что приставки и суффиксы – значимые части слова.

Корень

В глаголе ВЫНУТЬ исчез корень.

Все другие части слова остались на месте: и Приставка ВЫ, и Суффикс НУ и даже Окончание ТЬ, известное своей неустойчивостью, а Корень – исчез.

Это был древний Корень ИМ, который веками существовал в самых различных словах нашего языка: ИМЕТЬ, СНИМАТЬ, ПОДНИМАТЬ и многих других. Сохранился он также в несовершенном виде глагола ВЫНИМАТЬ. И куда-то исчез при образовании совершенного вида.

– Странное усовершенствование! – язвило по этому поводу Окончание. – Чувствую, что скоро мне придется работать за всех.

– Вы не правы! – перебила его Приставка. – Может быть, с Корнем что-то случилось.

– Со всеми что-то случилось. Эти штучки нам известны. Но предупреждаю вас, на меня не рассчитывайте. У меня и так работы хватает.

– Ну, ну, – примирительно сказал Суффикс. – Не нужно ссориться. Ясно одно: с этого времени мы должны обходиться без Корня.

– Мы должны его заменить, – предложила Приставка. – Я раньше обозначала только движение изнутри, но теперь я возьму дополнительное обязательство.

– Я тоже, – сказал Суффикс. – Отныне я буду обозначать не только мгновенность действия. А ты, Окончание? Неужели ты останешься в стороне?

– А мне что, – пожало плечами Окончание. – Я здесь временно.

Но помощь Окончания не понадобилась. Приставка и Суффикс дружно взялись за дело и с успехом заменили Корень слова.

С первого взгляда даже не скажешь, что в глаголе ВЫНУТЬ нет корня.

– Определите, как меняется значение слов в зависимости от их суффиксов.

– Составьте словосочетания, выделите суффиксы.

Соседний – соседский

Объемистый – объемный

Понятный – понятливый

Игорный – игровой

Певун – певец

Ягода – ягодина

– Определите, как меняется значение слов в зависимости от их приставок.

– Составьте словосочетания, выделите приставки.

Нарвать – надорвать

Уяснить – разъяснить

Смазать – замазать

Заслужить – выслужить

Настойчивость – устойчивость

3. Упражнения 118, 119.

4. Итог урока.

– Для чего важно правильно подбирать однокоренные слова?

– Почему приставки и суффиксы – значимые части слова?

Домашнее задание: упражнение 116 (тема текста на выбор).