Урок 24 Тема: ГЛАСНЫЕ И СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ

0
558
числа

Урок 24

Тема: гласные и согласные звуки

Цели: активизировать знания учащихся о согласных звуках; систематизировать знания о признаках гласных звуков; развивать память, мышление, внимание.

Ход урока

I. Минутка чистописания.

Выполнение упражнения 11, с. 68.

– Почему объединили буквы Р и Ф.

– Что называют слова Римма, Федя?

– Назовите полное имя мальчика.

– Припишите его на этой же строчке.

II. Актуализация опорных знаний.

– Сколько гласных звуков в имени девочки?

– Сколько гласных букв в имени мальчика? Какие звуки они обозначают?

– Грамматик начал составлять схему, помогите ее закончить.

(Ученики вписывают гласные звуки в кружки.)

– Как вы думаете, что Грамматик хотел написать под второй стрелочкой? Какие еще бывают звуки?

III. Формирование новых знаний.

1. Слово учителя.

– Припишем под второй стрелкой: согласные.

– Назовите согласные звуки. Почему их так называют?

А согласные… согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

2. Выполнение упражнения 12, с. 68.

– Назовите изображенные предметы.

– Ответьте на вопросы, помещенные в красной рамке.

– Прочтите сообщение Грамматика.

– Попытайтесь завершить схему Грамматика. (Учитель работает по ленте букв.)

Для учителя: все согласные глухие звуки собраны в предложении:

Степка, хочешь щец?

Фи!

3. Выполнение упражнения 13, с. 69.

– К какой сказке выполнена иллюстрация?

– Какой фрагмент к сказке написан? (Чтение четверостишия.)

– Кому принадлежат эти слова? (Лисе.)

– Спишите слова лисы.

– Подчеркните буквы на месте согласных звуков. (Работа выполняется коллективно.)

– Дайте характеристику каждому согласному звуку. ((колокольчик) – звонкий,(шляпа) – глухой)

– Напишите слово лиса в транскрипции. ([Л’ИСА].)

– Вспомните словарное слово, обозначающее это животное. Произнесите его так, как напишете.

4. Выполнение упражнения 14, с. 70.

– Назовите каждый предмет.

– Запишите только те слова, которые начинаются с согласного звука. Какие слова написали? Подчеркните буквы, которые обозначают эти звуки. «Наденьте шапочки» этим звукам.

– Назовите слова, которые содержат только звонкие согласные. (Дом.)

– Какие слова произносятся не так, как пишутся?

IV. Итог урока.

– О каких звуках говорили на уроке?

– На какие группы их можно разделить?

– Назовите звонкие согласные. Почему их так назвали?

– Назовите глухие согласные. Почему их так назвали?

– Закончите предложение: «Если бы не было согласных, то…».