Цели урока: завершить формирование понятия “аквальный комплекс”, раскрыть особенности природы Атлантического и Северного Ледовитого океанов и влияние на нее окружающих материков; познакомить с видами хозяйственной деятельности в океанах, экологическими проблемами и мерами охраны природы океанов.
Средства обучения: глобус, карта океанов, карта Арктики, климатическая и политическая карты мира атласа, портреты мореплавателей, учебные картины, экранные пособия (слайды, видеофильмы)
Основные представления и понятия: строение рельефа дна океана, литосферные плиты, водная масса, типы водных масс, система поверхностных течений, аквальный природный комплекс, виды льдов в океане, торосы, западные ветры, пассаты.
Номенклатура: основные объекты береговой линии, острова, течения, порты океанов.
Межпредметные связи: эпоха Великих географических открытий (история).
План урока (методы, приемы, формы учебной деятельности)
1. Природа Атлантического океана
Практическая работа. Определить географическое положение океана, дать его оценку с целью характеристики природных особенностей и видов хозяйственной деятельности.
Учебная игра. Анализ карт атласа по определению особенностей рельефа дна, климата, водных масс, поверхностных течений, органического мира; прокладка маршрутов морских круизов, определение рекреационных районов. Индивидуальная или групповая работа
Объяснение учителя. Влияние Атлантического океана на природу прилегающей суши.
2. Природа Северного Ледовитого океана
Объяснение учителя. Основные черты природы океана в связи с его особым географическим положением.
Практическая работа. По тематическим картам определить особенности каждого компонента природы океана, объяснить причины этих особенностей.
Сообщение учащихся. Тема “Из истории исследования океана”.
3. Виды хозяйственной деятельности в океанах; экологические проблемы и пути их решения
Беседа. Какой из двух океанов наиболее освоен человеком? Какие виды хозяйственной деятельности развиты в изучаемых океанах?
Рассказ учителя и работа с учебником (§ 23, стр. 92-94). Анализ текста и рисунков.
Закрепление изученного
Согласны ли вы с утверждением, что Атлантический океан – самый изученный из всех океанов Земли? Обоснуйте свой ответ.
Объясните образование поверхностных течений в Атлантическом океане и обоснуйте их влияние на природу окружающей океан суши.
Назовите зональные и незональные аквальные комплексы в Атлантическом океане.
Какие признаки отличают Северный Ледовитый океан от моря, которым считали этот океан в прошлом некоторые географы?
В каком направлении происходит движение льдов в Северном Ледовитом океане? Почему?
Сколько природных поясов выделяют в Ледовитом океане? Перечислите их.
Домашнее задание (по выбору)
Творческие задания (по выбору)
Объявления и информация для учащихся
Комментарий к уроку
Работа учащихся на уроке (коллективная)
Работа учащихся на уроке (индивидуальная)
Материалы к следующему уроку