Цели: подвести учащихся к пониманию роли образования в современном обществе; продолжить формирование умений анализировать дополнительную литературу к уроку, делать выводы, работать по тексту учебника, излагать «сквозные» вопросы темы урока; способствовать воспитанию у учащихся интереса к образованию, пониманию необходимости и важности роли знаний в будущей жизни.
Оформление доски: тема урока, план изучения новой темы, понятия (образование, культурные ценности, самообразование, общее и профессиональное образование, гуманизация образования), домашнее задание.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Политические права и свободы»
1. Подготовка устного развернутого ответа по карточкам № 51 и 52
КАРТОЧКА № 51
1. Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развернутый ответ на него:
– Почему свобода собраний и свобода ассоциаций принадлежат к числу важнейших прав и свобод человека и гражданина?
2. Для этого подумайте над вопросами:
– С какой целью организуются собрания граждан?
– Какие собрания могут быть запрещены правительственными органами в рамках действующего образования?
– Что необходимо сделать организаторам собрания, митинга или шествия для получения разрешения на их проведение?
– Когда и почему государство имеет право на применение силы для завершения собрания?
– Что такое ассоциация?
– Какие виды ассоциаций вы знаете и можете назвать?
– Какие ассоциации должны быть запрещены законом?
– Для кого из граждан вводится ограничение на участие в ассоциациях?
3. Сделайте вывод.
КАРТОЧКА № 52
1. Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развернутый ответ на него:
– Как следует понимать свободу слова?
2. Для этого подумайте над вопросами:
– Почему важно не мешать человеку самому искать информацию и выражать свое мнение?
– Какими могут быть последствия вмешательства государства в распространение информации?
– Как осуществляет свою деятельность цензура?
– Почему свобода слова не может быть абсолютной?
– Что запрещено пропагандировать в средствах массовой информации?
– Какие средства массовой информации наиболее влиятельны в наше время?
3. Сделайте вывод.
2. Работа с классом (на выбор учителя)
ВАРИАНТ А
Проверка выполнения домашнего задания в тетради. ВАРИАНТ Б
– Объясните термины: ассоциация, политическая партия, политический лидер, президент, свобода слова.
ВАРИАНТ В
– Решите тест.
1. Какая из перечисленных партий не попала в Государственную Думу пятого созыва:
а) Единая Россия; б) СПС;
в) КПРФ; г) Справедливая Россия.
2. Контроль за содержанием книг, фильмов, газет, журналов предназначенных к выпуску – …
а) гласность; б) квота;
в) редакция; г) цензура.
3. Какое из утверждений является верным:
А. Чем полнее гарантии свободы слова и печати, тем крепче демократия.
Б. Свобода слова и печати не может быть абсолютной,
а) верно только А; б) верно только Б;
в) верно А и Б г) нет верного ответа.
4. Активное избирательное право – это:
А. Участие гражданина страны в выборах и референдума в качестве избирателя.
Б. Участие гражданина в выборах в качестве кандидата,
а) верно только А; б) верно только Б;
в) верно А и Б; г) нет верного ответа.
5. Какое.из утверждений является верным:
А. Девятиклассники нашей школы могут обратиться с заявлением в органы местного самоуправления.
Б. Граждане Китая, проживающие на территории нашей страны, направили обращение в Правительство России,
а) верно только А; б) верно только Б;
в) верно А и Б г) нет верного ответа.
3. Устные развернутые ответы учащихся по карточкам № 51 и 52, отзывы одноклассников
III. Изучение новой темы План
1. Образование – сочетание интересов личности и общества.
2. Что означает право на образование?
3. Право на доступ к культурным ценностям.
Задача для учащихся: выяснить, можно ли получить в школе знания, которых будет достаточно на всю жизнь. Следует ли продолжать образование после окончания школы? Является ли учеба в школе ед1 чзтвенным путем приобщения к культуре?
1. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника Учебник 1 (с. 305) или учебник 2 (с. 173-179).
Задание для учащихся: составьте схему. Почему образование соответствует интересам и личности, и общества?
Вариант заполнения схемы:
2. Рассказ учителя о праве на образование (в объеме учебника)
Задание для учащихся: выяснить, что такое гуманизация образования. Какие типы школ существуют в наше стране? Где можно продолжить образование?
Вариант ответа:
Гуманизация образования – это поворот образования к потребностям, интересам и склонностям личности, сохранению здоровья учащихся. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.
Типы школ – гимназии, лицеи, колледжи, частные учебные заведения. Профилированное обучение в старших классах.
Система образования построена по принципу:
3. Самостоятельная работа учащихся с текстом дополнительного материала
Задание для учащихся: в чем отличие старой и новой школы? Почему бунтуют голландские студенты? Согласны ли вы с их требованиями?
3. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника
Учебник 1 (с. 310-311) или учебник 2 (с. 173-179).
Задание для учащихся: выяснить значение права на доступ к культурным ценностям.
4. Беседа по прочитанному тексту
– Как в российских законах отражено право человека на приобщение к культурным ценностям?
– Почему легче воспринять внешние проявления культуры, чем понять глубину замысла автора классического произведения?
– Как формируются потребности на пользование культурными ценностями?
– Какую роль играет развитие науки в непрерывности образовательного процесса?
IV.Закрепление изученного на уроке
– Что означает понятие «образовать»?
– Какие изменения происходят в современной системе образования?
– Почему государство заинтересовано в повышении качества образовательного процесса?
– В чем важность гуманизации образования?
– Можно ли закончить среднюю школу быстрее, чем за
11 лет?
– Как можно овладеть новыми знаниями?
V. Подведение итогов урока
– Можно ли получить в школе знания, которых будет достаточно на всю жизнь?
– Следует ли продолжать образование после окончания школы?
– Является ли учеба в школе единственным путем приобщения к культуре?
Домашнее задание
1. Прочитать § 47 учебника 1 (с. 304-310) или § 22-23 учебника 2.
2. Подготовить устные ответы на вопросы:
– Почему общество нуждается в образованных гражданах?
– Что означает право на образование?
– Как осуществляется право на доступ к культурным ценностям?
3. Выполнить в тетради задание 2 на с. 311 учебника 1 или практикум на с. 180 учебника 2.