Урок 24. Право на образование

0
1419
информация

Цели: подвести учащихся к пониманию роли образования в со­временном обществе; продолжить формирование умений анализиро­вать дополнительную литературу к уроку, делать выводы, работать по тексту учебника, излагать «сквозные» вопросы темы урока; спо­собствовать воспитанию у учащихся интереса к образованию, пони­манию необходимости и важности роли знаний в будущей жизни.

Оформление доски: тема урока, план изучения новой темы, понятия (образование, культурные ценности, самообразование, общее и профессиональное образование, гуманизация образова­ния), домашнее задание.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Политические права и свободы»

1. Подготовка устного развернутого ответа по карточкам № 51 и 52

КАРТОЧКА № 51

1. Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развернутый ответ на него:

– Почему свобода собраний и свобода ассоциаций принадлежат к числу важнейших прав и свобод человека и гражданина?

2. Для этого подумайте над вопросами:

– С какой целью организуются собрания граждан?

– Какие собрания могут быть запрещены правительственными орга­нами в рамках действующего образования?

– Что необходимо сделать организаторам собрания, митинга или ше­ствия для получения разрешения на их проведение?

– Когда и почему государство имеет право на применение силы для завершения собрания?

– Что такое ассоциация?

– Какие виды ассоциаций вы знаете и можете назвать?

– Какие ассоциации должны быть запрещены законом?

– Для кого из граждан вводится ограничение на участие в ассо­циациях?

3. Сделайте вывод.

КАРТОЧКА № 52

1. Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развернутый ответ на него:

– Как следует понимать свободу слова?

2. Для этого подумайте над вопросами:

– Почему важно не мешать человеку самому искать информацию и выражать свое мнение?

– Какими могут быть последствия вмешательства государства в рас­пространение информации?

– Как осуществляет свою деятельность цензура?

– Почему свобода слова не может быть абсолютной?

– Что запрещено пропагандировать в средствах массовой инфор­мации?

– Какие средства массовой информации наиболее влиятельны в наше время?

3. Сделайте вывод.

2. Работа с классом (на выбор учителя)

ВАРИАНТ А

Проверка выполнения домашнего задания в тетради. ВАРИАНТ Б

– Объясните термины: ассоциация, политическая партия, по­литический лидер, президент, свобода слова.

ВАРИАНТ В

– Решите тест.

1. Какая из перечисленных партий не попала в Государствен­ную Думу пятого созыва:

а) Единая Россия; б) СПС;

в) КПРФ; г) Справедливая Россия.

2. Контроль за содержанием книг, фильмов, газет, журналов предназначенных к выпуску – …

а) гласность; б) квота;

в) редакция; г) цензура.

3. Какое из утверждений является верным:

А. Чем полнее гарантии свободы слова и печати, тем крепче демократия.

Б. Свобода слова и печати не может быть абсолютной,

а) верно только А; б) верно только Б;

в) верно А и Б г) нет верного ответа.

4. Активное избирательное право – это:

А. Участие гражданина страны в выборах и референдума в качестве избирателя.

Б. Участие гражданина в выборах в качестве кандидата,

а) верно только А; б) верно только Б;

в) верно А и Б; г) нет верного ответа.

5. Какое.из утверждений является верным:

А. Девятиклассники нашей школы могут обратиться с заяв­лением в органы местного самоуправления.

Б. Граждане Китая, проживающие на территории нашей страны, направили обращение в Правительство России,

а) верно только А; б) верно только Б;

в) верно А и Б г) нет верного ответа.

3. Устные развернутые ответы учащихся по карточкам № 51 и 52, отзывы одноклассников

III. Изучение новой темы План

1. Образование – сочетание интересов личности и общества.

2. Что означает право на образование?

3. Право на доступ к культурным ценностям.

Задача для учащихся: выяснить, можно ли получить в школе знания, которых будет достаточно на всю жизнь. Следует ли про­должать образование после окончания школы? Является ли учеба в школе ед1 чзтвенным путем приобщения к культуре?

1. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника Учебник 1 (с. 305) или учебник 2 (с. 173-179).

Задание для учащихся: составьте схему. Почему образование соответствует интересам и личности, и общества?

Вариант заполнения схемы:

2. Рассказ учителя о праве на образование (в объеме учебника)

Задание для учащихся: выяснить, что такое гуманизация обра­зования. Какие типы школ существуют в наше стране? Где можно продолжить образование?

Вариант ответа:

Гуманизация образования – это поворот образования к потреб­ностям, интересам и склонностям личности, сохранению здоровья учащихся. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.

Типы школ – гимназии, лицеи, колледжи, частные учебные заведения. Профилированное обучение в старших классах.

Система образования построена по принципу:

3. Самостоятельная работа учащихся с текстом дополни­тельного материала

Задание для учащихся: в чем отличие старой и новой шко­лы? Почему бунтуют голландские студенты? Согласны ли вы с их требованиями?

3. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника

Учебник 1 (с. 310-311) или учебник 2 (с. 173-179).

Задание для учащихся: выяснить значение права на доступ к культурным ценностям.

4. Беседа по прочитанному тексту

– Как в российских законах отражено право человека на при­общение к культурным ценностям?

– Почему легче воспринять внешние проявления культуры, чем понять глубину замысла автора классического произ­ведения?

– Как формируются потребности на пользование культурными ценностями?

– Какую роль играет развитие науки в непрерывности обра­зовательного процесса?

IV.Закрепление изученного на уроке

– Что означает понятие «образовать»?

– Какие изменения происходят в современной системе обра­зования?

– Почему государство заинтересовано в повышении качества образовательного процесса?

– В чем важность гуманизации образования?

– Можно ли закончить среднюю школу быстрее, чем за

11 лет?

– Как можно овладеть новыми знаниями?

V. Подведение итогов урока

– Можно ли получить в школе знания, которых будет доста­точно на всю жизнь?

– Следует ли продолжать образование после окончания школы?

– Является ли учеба в школе единственным путем приобщения к культуре?

Домашнее задание

1. Прочитать § 47 учебника 1 (с. 304-310) или § 22-23 учеб­ника 2.

2. Подготовить устные ответы на вопросы:

– Почему общество нуждается в образованных гражданах?

– Что означает право на образование?

– Как осуществляется право на доступ к культурным цен­ностям?

3. Выполнить в тетради задание 2 на с. 311 учебника 1 или практикум на с. 180 учебника 2.