Урок 24 «пойду искать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок…»
(анализ IV действия)
Цели: совершенствовать навыки анализа произведения; определить черты новаторства Грибоедова в создании комедии нового типа; показать значение пьесы для русской литературы.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
чтение крылатых выражений.
II. Работа по теме урока.
1. Слово учителя.
Действие III было кульминационным. В IV действии наступает развязка. В ходе урока подумайте: имеет ли завершение социальный конфликт?
Итак, IV действие: гости разъезжаются по домам, Фамусова бранят за скучный бал:
Ну, бал! Ну, Фамусов! Умел гостей назвать!
…И не с кем говорить, и не с кем танцевать.
Но тут появляется запоздавший гость – Репетилов. Что вы можете сказать о нем? Какие мысли «бродят» в его голове? Кем его считают окружающие? (Он болтун и пустомеля, говорит о таких вещах, в которых ничего не смыслит. В его речи сочетаются разговорный и высокий стили, что создает комический эффект.)
Гости, разъезжаясь, все еще обсуждают безумие «бедного» Чацкого. «Приговор» ему вынесен окончательный, и отмене не подлежит.
Теперь проследим за развязкой любовного конфликта.
2. Чтение по ролям 10–13-го явлений.
– Как вы думаете, может ли Софья со временем простить Молчалина и даже выйти за него замуж?
3. Комментированное чтение 14, 15-го явлений.
– Как вы считаете, имеет ли развязку конфликт общественный? (Нет, он слишком глубок, выходит за рамки произведения.)
– Кого и за что обличает в последнем монологе Чацкий?
– Справедлив ли он, бросая Софье обвинения в том, что она его «надеждой завлекла»?
– Что больше беспокоит московское общество: судьба Чацкого или мнение о происшедшем княгини Марьи Алексевны?
– Как вы думаете, есть ли победившие в споре между «веком нынешним» и «веком минувшим»?
4. Слово учителя.
Многими исследователями отмечалось, что образ Чацкого близок самому автору. Он равнодушен к чинам, карьерам, стремится к личной независимости; в нем отмечаются черты «политического вольнодумца», он критически относится к свету. Автор подчеркивает полную несовместимость взглядов, мировоззрений героя и патриархальной фамусовской Москвы. В сознании Чацкого произошло смешение двух мировоззрений – «французского» и «петербургского». За время отсутствия герой набрался «вольных мыслей», но совершенно утратил способность понимать окружающую действительность.
Долгое время критика единодушно уверяла, что Чацкий – будущий декабрист (если не явный, то, по крайней мере, по убеждениям). Но разве Чацкий похож на декабриста? Да, его «вольные размышления» в чем-то совпадают с идеями декабристов. Но так чувствовали многие образованные люди того времени. К тому же, разве можно назвать Чацкого героем, борцом? Ведь его приезд в Москву вовсе не имел цели обличать кого-то или пропагандировать свои взгляды. Так получилось невольно. Появление Чацкого ничего не изменило, наоборот, навредило лишь ему самому.
Итак, Чацкий не герой, да, кажется, вовсе и не стремится им стать. Он страдает от своего одиночества, чувствует свою общественную невостребованность, ведь он – человек активный, деятельный по натуре, преисполненный романтических чувств и порывов.
Чацкий не побеждает в споре. Но и фамусовское общество не берет верх: оно не имеет будущего.
– Какова, на ваш взгляд, дальнейшая судьба Чацкого?
III. итог урока. Подведение итогов изучения комедии.
1. Слово учителя.
Вот мы и закончили изучение комедии Грибоедова «Горе от ума». Несмотря на традиционные классицистические черты, о которых мы говорили ранее, комедия эта – первое реалистическое произведение русской литературы. Прежде всего, для реализма характерно изображение общественно-политических конфликтов. Пьесу отличает историзм в изображении действительности. Характеры героев раскрыты глубоко и многосторонне, индивидуализированы с помощью речевых портретов. В пьесе нет развязки общественного конфликта – это свидетельство новаторства Грибоедова в создании социально-политической комедии нового типа.
Комедия написана в стихотворной форме прекрасным русским народным языком. Еще в 1825 г. Пушкин предрекал, говоря о комедии: «О стихах я не говорю: половина – должны войти в пословицу…» И он оказался совершенно прав. Вы уже зачитывали афоризмы, выписанные дома.
– Попытайтесь определить размер стиха комедии. (Вольный ямб.)
2. Выступление учащегося «Сценическая история «Горя от ума».
«Комедии пишутся лишь для того, чтобы их играли». Это высказывание Ж.-Б. Мольера вполне справедливо. Специфика драматических произведений состоит именно в их предназначении для исполнения на сцене, в действии. Поэтому прежде чем поставить окончательную точку, интересно будет проследить сценическую историю комедии «Горе от ума».
Пока ученик делает сообщение, учитель обращает внимание учащихся на фотографии знаменитых артистов: Качалова, Миронова, Юрского – в роли Чацкого.
Домашнее задание:
1) подготовиться к зачету по произведению (знание текста);
2) сбор материала к сочинению:
? «Век нынешний и век минувший»;
? «А судьи кто?»;
? Чацкий и Молчалин;
? Образ Софьи Фамусовой.