Урок 24 Н. В. ГОГОЛЬ. «ЗАКОЛДОВАННОЕ МЕСТО»

0
1010
познание мира

Цели: познакомить учащихся с великим писателем России; заинтересовать произведением, завершающим сборник «Вечеров…» – повести об украинской народной жизни; учить находить юмористические моменты в тексте; развивать навыки беглого, выразительного чтения прозаического текста.

Ход урока

I. Вступительное слово о жизни и творчестве писателя.

«…Человек, который своим именем ознаменовал эпоху в истории нашей литературы…» – так писал И. С. Тургенев о знаменитом писателе – Н. В. Гоголе. Как ученик и преемник великого Пушкина вошел в русскую литературу Николай Васильевич Гоголь. Его творчество сыграло значительную роль в развитии отечественной литературы.

В своих произведениях писатель часто обращался к образам простых людей. Один из его товарищей по гимназии вспоминал: «…сближение с людьми простыми, очевидно, давало ему своего рода наслаждение в жизни и вызывало поэтическое настроение».

Так, в своих знаменитых «Вечерах на хуторе близ Диканьки» (первая книга писателя. Сборник, состоящий из двух частей. Вышел в 1831– 1832 гг.) Гоголь широко использовал народное творчество, черпая оттуда занимательные сюжеты, интереснейшие образы (хитрый черт, баба-сплетница, очаровательная колдунья и другие).

Повесть «Заколдованное место» является завершающей в сборнике «Вечеров…». Литературовед Н. Л. Степанов отмечает, что в ней «фантастика переплетается с жизненными, бытовыми подробностями».

Автор показывает сильное желание людей обогатиться, гибельное стремление к наживе, которое в результате приводит к неприятной, часто смешной ситуации.

II. Чтение статьи о писателе.

Вопросы:

1. Какие произведения Н. В. Гоголя вы читали?

2. Каковы были увлечения писателя в гимназические годы?

3. Помогало ли Гоголю при написании произведений умение перевоплощаться в образы различных героев?

III. Пересказ учащимися легенд, небольших сказок, преданий фантастического содержания.

Пример.

ЗОЛОТАЯ КУРУШКА*

Ну вот, шла старушка одна из байны, и впереди ее бежит курушка, и вся такима золотыма копеечками. Она за курушкой этой вслед – и хотела ее поймать, а она от ней прочь – а она вслед. Такая золотая курушка бежит – и в черемушку. Она поглядела: потерялась в черемушке. Искала-искала, потом заходила, опять снова ходили искать, не могли найти. Курушка так потерялась.

Потом, которы люди знают, говорят: тут клад черемушки попал. И так найти не могли. (…)

Да вот я и сама ходила искать, ладила найти… золота была и получила, да так ничего не могла найти.

ВЕРТИТСЯ, А В РУКИ НЕ ДАЕТСЯ

Есть клад такой: горшок вертится, а в руки не дается. Это было в Великом Дворе, в Алмозере.

Копали – он уж близко. Его бы уже взять только – а он опять загремит – да вниз. Копают глубже – опять он вниз.

Надо ведь не торопиться, да слова знать, да с иконой подступать…

IV. Знакомство с повестью «Заколдованное место».

Словарная работа ведется по мере прочтения текста. Кроме слов, вынесенных в сноски, не лишним будет пояснить следующее: нечистый дух, обморочить, батько, худо, уши развешивать, россказни, раздобары, собачьи дети, а также другие слова и выражения.

V. Анализ текста.

Вопросы:

1. О чем эта повесть?

2. Кто вам повествует?

3. Назовите героев повести.

4. Что случилось с дедом во время танца?

5. Понравился ли вам клад, который с таким трудом «добыл» дед?

6. Какой вывод можете сделать для себя?

7. Где в этой истории спрятался юмор?

8. Найдите вымысел и реальность.

9. Понравилось произведение? Чем?

Домашнее задание: знать материалы статьи о писателе в учебнике, перечитать повесть.