Цели: познакомить учащихся с великим писателем России; заинтересовать произведением, завершающим сборник «Вечеров…» – повести об украинской народной жизни; учить находить юмористические моменты в тексте; развивать навыки беглого, выразительного чтения прозаического текста.
Ход урока
I. Вступительное слово о жизни и творчестве писателя.
«…Человек, который своим именем ознаменовал эпоху в истории нашей литературы…» – так писал И. С. Тургенев о знаменитом писателе – Н. В. Гоголе. Как ученик и преемник великого Пушкина вошел в русскую литературу Николай Васильевич Гоголь. Его творчество сыграло значительную роль в развитии отечественной литературы.
В своих произведениях писатель часто обращался к образам простых людей. Один из его товарищей по гимназии вспоминал: «…сближение с людьми простыми, очевидно, давало ему своего рода наслаждение в жизни и вызывало поэтическое настроение».
Так, в своих знаменитых «Вечерах на хуторе близ Диканьки» (первая книга писателя. Сборник, состоящий из двух частей. Вышел в 1831– 1832 гг.) Гоголь широко использовал народное творчество, черпая оттуда занимательные сюжеты, интереснейшие образы (хитрый черт, баба-сплетница, очаровательная колдунья и другие).
Повесть «Заколдованное место» является завершающей в сборнике «Вечеров…». Литературовед Н. Л. Степанов отмечает, что в ней «фантастика переплетается с жизненными, бытовыми подробностями».
Автор показывает сильное желание людей обогатиться, гибельное стремление к наживе, которое в результате приводит к неприятной, часто смешной ситуации.
II. Чтение статьи о писателе.
Вопросы:
1. Какие произведения Н. В. Гоголя вы читали?
2. Каковы были увлечения писателя в гимназические годы?
3. Помогало ли Гоголю при написании произведений умение перевоплощаться в образы различных героев?
III. Пересказ учащимися легенд, небольших сказок, преданий фантастического содержания.
Пример.
ЗОЛОТАЯ КУРУШКА*
Ну вот, шла старушка одна из байны, и впереди ее бежит курушка, и вся такима золотыма копеечками. Она за курушкой этой вслед – и хотела ее поймать, а она от ней прочь – а она вслед. Такая золотая курушка бежит – и в черемушку. Она поглядела: потерялась в черемушке. Искала-искала, потом заходила, опять снова ходили искать, не могли найти. Курушка так потерялась.
Потом, которы люди знают, говорят: тут клад черемушки попал. И так найти не могли. (…)
Да вот я и сама ходила искать, ладила найти… золота была и получила, да так ничего не могла найти.
ВЕРТИТСЯ, А В РУКИ НЕ ДАЕТСЯ
Есть клад такой: горшок вертится, а в руки не дается. Это было в Великом Дворе, в Алмозере.
Копали – он уж близко. Его бы уже взять только – а он опять загремит – да вниз. Копают глубже – опять он вниз.
Надо ведь не торопиться, да слова знать, да с иконой подступать…
IV. Знакомство с повестью «Заколдованное место».
Словарная работа ведется по мере прочтения текста. Кроме слов, вынесенных в сноски, не лишним будет пояснить следующее: нечистый дух, обморочить, батько, худо, уши развешивать, россказни, раздобары, собачьи дети, а также другие слова и выражения.
V. Анализ текста.
Вопросы:
1. О чем эта повесть?
2. Кто вам повествует?
3. Назовите героев повести.
4. Что случилось с дедом во время танца?
5. Понравился ли вам клад, который с таким трудом «добыл» дед?
6. Какой вывод можете сделать для себя?
7. Где в этой истории спрятался юмор?
8. Найдите вымысел и реальность.
9. Понравилось произведение? Чем?
Домашнее задание: знать материалы статьи о писателе в учебнике, перечитать повесть.