Урок 24. ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ [н],[н’], БУКВА Нн

0
535

Урок 24. гласные звуки [н],[н’], БУКВА Нн

Цели: познакомить со звуками [н], [н′], буквой н н; развивать речь, логическое мышление.

Оборудование: учебник, картинки с изображением барабана, шахматной фигуры – коня; магнитная доска, кораблик с буквой н, карточки с гласными буквами а, у, и, о, ы.

Ход урока

I. Мобилизующая часть урока.

II. Формирование новых знаний, умений, навыков.

Постановка целей и задач урока.

Фонетическая зарядка.

– Как погоняют лошадь? (Но! Но! Но!)

1. Выделение твердого и мягкого согласных звуков [н] и [н′].

а) На доске – картинка с изображением барабана.

Рассматривается слого-звуковой анализ слова барабан. Дети протяжно произносят все слово, выделяя последний звук, затем произносят его отдельно: [н]. Определяется, что это согласный звук, так как при его произнесении выдыхаемый воздух встречает преграду.

б) На доске – картинка с изображением шахматной фигуры – коня.

Дети протяжно произносят слово. Выделяют звук [н′]. Затем попеременно произносятся оба слова, изображенных на картинках. Выделяются звуки [н] и [н′], сравниваются. Выясняется, что в слове барабан звук [н] – твердый (будем отмечать его в схеме синим цветом), а в слове конь звук [н′] – мягкий (будем отмечать его зеленым цветом).

Проводится игра «Твердый – мягкий».

Дети поднимают синюю карточку, если слышат твердый согласный [н], зеленую карточку – если слышат мягкий звук [н′].

Слова: сон, лень, сосна, встань, нитка, книга, Наташа, Дина, Нина.

Учитель сообщает, что звуки [н] и [н′] на письме обозначаются одинаково, одной и той же буквой н (эн).

На доске вывешивается карточка с изображением буквы Н н.

Физкультминутка

2. На что похожа буква Н?

Н – натянутая сетка,

Сетку держат очень крепко,

Приходите к нам во двор –

Поиграем в волейбол.

Учитель предлагает детям представить, на что похожа буква н. (Ответы детей.)

3. Печатание буквы Н н в тетрадях.

4. Обучение чтению слияний согласного с гласным в слогах.

Рассматриваются слоги на с. 45. Выясняется, что первая буква во всех слогах н. она может обозначать или твердый согласный, или же мягкий согласный. Как же правильно определить, в каких случаях звук будет твердым, в каких мягким? Для этого необходимо внимательно посмотреть на гласную букву в слиянии слога. Гласные буквы а, о, ы, у в данных слогах обозначают гласные звуки, которые указывают на твердость согласного звука, стоящего перед ними. Выясняется, что слоги на, но, ны, ну надо произносить твердо.

В отличие от ранее рассмотренных гласных букв, гласная и указывает на мягкость предшествующего согласного звука, поэтому слог ни надо произносить мягко.

Дети хором читают слоги на с. 45.

Проводится игра «Капитаны».

На магнитной доске расположены гласные буквы а, у, и, о, ы.

Ученик получает кораблик с изображенной на нем буквой н.

Отправляясь в плавание, капитан (поочередно два-три ученика) ведет корабль по морю и останавливается то около одной, то около другой пристани. При этом он дает гудок, соответствующий слогу: нннаа, нннууу, нннии и т. д. Если капитан неверно прочтет слог, ученики сигнализируют красным цветом светофора (показывают красные кружочки), если правильно – зеленым (зеленые кружочки).

Физкультминутка

5. Работа над выразительностью речи учащихся.

Дети читают название стихотворения И. Никитина «Русь». Учитель выясняет, как ученики понимают это слово. (Ответы детей.)

Учитель объясняет, что Русью в давние времена называлось государство, в котором жили славянские народы.

Чтение учащимися стихотворения на с. 45.

Чтение пословиц на с. 44.

Объяснение смысла пословиц.

6. Чтение учителем русской народной сказки «Никита Кожемяка».

III. Итог урока. Рефлексия.

– Что нового узнали на уроке?

– Что особенно понравилось?

– Какие были затруднения? Почему?