Цель: сформировать у учащихся представление о кислотах (составе, классификации,
представителях), продолжить работу по развитию умения составления формул
химических соединений.
Оборудование: НСl, Н 2 SO 4 (в растворе и концентрированная), лакмус,
фенолфталеин, метиловый оранжевый, пробирки, штатив, стеклянная
палочка, лучинка, универсальная индикаторная бумага, аскорбиновая
кислота (на столах учащихся); инструкция (Техника безопасности при
работе с кислотами»; таблица «Изменение окраски индикаторов в
зависимости от среды».
На доске: карта путешествия по «Стране кислот», модель светофора.
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний учащихся.
Вступительное слово учителя:
«Состав, классификация кислот» –
Так называется этот урок.
Он будет совсем необычным у нас.
Представим себе, что это – не класс.
Отправимся все мы на 40 минут
В страну, где сегодня кислоты нас ждут.
И знанья свои мы в дорогу возьмем,
По станциям этим мы их провезем
На каждой станции их умножим
И в память, конечно, свою заложим.
А чтобы домой нас привез паровоз,
На каждой станции ждет нас вопрос.
Итогом урока будет ответ:
«Не узнавших о свойствах кислот в классе нет».
– Итак, как вы поняли, у нас сегодня весьма необычный урок, нам предстоит увлекательнейшее путешествие в мир кислот. Но прежде чем отправиться в путь, необходимо проверить, все ли готовы к путешествию, и проверить багаж знаний.
Фронтальный опрос.
Что называют оксидами?
Какие вещества называют основаниями?
С какими летучими водородными соединениями вы знакомы?
– Итак, все готовы к путешествию, вперед!
III. Изучение нового материала.
1. Первая остановка – «Историческая».
Дежурный по станции (заранее подготовленный учащийся) рассказывает историю открытия важнейших кислот. Учащиеся слушают, обсуждают, записывают общий вывод.
2. Вторая остановка – «Дегустационная».
Учащиеся должны убедиться в том, что большинство кислот кислые на вкус.
! В химическом кабинете ничего нельзя пробовать на вкус.
Это грубейшее нарушение ПТБ. Но сегодня перед вами лежит таблетка аскорбиновой кислоты, ее (в виде исключения) можно попробовать. Кроме того, вспомните вкус клюквы, щавеля, уксуса.
(Учащиеся записывают вывод).
(Поезд отправляется дальше, но красный цвет светофора предупреждает о том, что следующая остановка будет «Правила техники безопасности».)
3. Третья остановка – «Правила техники безопасности».
Учащиеся знакомятся с «Инструкцией по технике безопасности при работе с кислотами». Учитель проводит демонстрационный опыт растворения в воде концентрированной H 2 SO 4 , наблюдается сильное разогревание пробирки. Фиксирует внимание учащихся на том, что в связи с выделением большого количества теплоты при растворении концентрированной серной кислоты в воде нельзя вливать воду в кислоту. В этом случае вода, имеющая меньшую плотность, оказывается на поверхности, закипает, и ее брызги вместе с кислотой могут обжечь лицо и руки.
4. Четвертая станция – «Информационная».
Дежурный по станции (заранее подготовленный учащийся) знакомит учащихся с определением кислот, с важнейшими представителями кислот, формулами, названиями.
5. Пятая станция – «Индикаторная».
Заранее подготовленные учащиеся дают краткую информацию об истории открытия индикаторов. Затем класс проводит соответствующие опыты и самостоятельно делает вывод о том, что индикаторы изменяют свой цвет в растворах кислот. Это общее свойство кислот, которое обусловлено особенностями в их строении.
Вывод в тетради учеников: «Минеральные и органические кислоты проявляют общие свойство, обусловленные общностью их строения».
– Итак, наше путешествие по стране кислот подходит к концу, и нам нужно возвращаться.
III. Закрепление.
Учитель снимает карточки с названием станции и читает вопрос, учащиеся отвечают на него.
а) Индикаторная станция.
– Какие вещества называются индикаторами?
– Кто открыл индикаторы?
– Какую кислоту индикаторы помогли открыть Р.Бойлю?
Не страшны кислоты мне,
Даже очень сильные.
Но в растворах щелочей
Становлюсь малиновый.
Ярче сока всех малин,
Кто я? (Фенолфталеин.)
В щелочах я очень желтый,
А в кислотах очень красный.
А в среде нейтральной –
Цвет оранжевый, прекрасный.
Индикатор очень важный,
Как зовусь я? (Метиловый оранжевый.)
Эта желтая бумажка
Все покажет без труда:
Посинеет – в колбе щелочь,
Покраснеет – кислота.
Коль нейтральная среда –
Не изменит цвет тогда.
Мы за эти указания
Как зовем ее? (Универсальная.)
б) Информационная.
– Что называется кислотами?
– С какими кислотами вы познакомились на этой станции?
– На какие группы делятся кислоты по числу атомов водорода?
в) ПТБ.
– Какие существуют меры предосторожности при работе с кислотами?
г) Дегустационная станция.
– Что о кислотах вы узнали на этой станции?
– Правильно ли утверждение: «Вещество можно определить по вкусу: если оно
кислое – это кислота?
д) Историческая станция.
– Как называется первая кислота, с которой познакомился человек?
– Какую кислоту называют «матерью всех кислот»?
IV. Подведение итогов урока.
V. Домашнее задание: §20, стр.74, упр.1, 2, 3.