Урок 23 «ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА». ГНЕТУЩИЕ КАРТИНЫ ОДНЕВОЛЬНОГО ТРУДА. МЫСЛЬ НЕКРАСОВА О ВЕЛИЧИИ НАРОДА

0
519

Урок 23 «Железная дорога». Гнетущие картины одневольного труда. Мысль Некрасова о величии народа

Цели: продолжить работу над стихотворением «Железная дорога»; подвести учащихся к главному выводу Некрасова – к мысли о величии русского народа, создателя духовных и материальных ценностей.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

Выразительное чтение, комментарий, анализ идейного содержания по вопросам:

– Почему Некрасов называет голод царем?

– В чем проявляется власть этого царя?

– Зачем автор рисует толпу мертвецов?

– Что думает о народе генерал? А ваше мнение?

– С каким чувством Некрасов изображает рабочих и хозяев?

2. Чтение записи толкования слов:

ядреный – свежий, чистый;

студеный – очень холодный.

II. Изучение нового материала.

1. Слово учителя.

1) О роли пейзажа в произведении.

Прочитав стихотворение еще раз, надеюсь, вы почувствовали в некрасовском отношении к природе народность поэта: и воздух у него «здоровый, ядреный», и речка «студеная».

В общем, это не просто пейзаж.

Значение пейзажа в этом стихотворении не в том, чтобы сказать: в природе все прекрасно, а в жизни народа все плохо.

Мысль Некрасова совсем другая.

И в природе есть то, что не кажется красивым, но это родина. От самого человека зависит, взглянуть ли на эти картины глазами любящего сына или равнодушно оценивающего эстета. И в жизни народа есть много уродливого, даже ужасного, но это не должно заслонить от взора главного: созидательной, творческой роли труженика. Поэтому сразу после страшных картин подневольного труда строителей дороги, после изображения белоруса, в котором, кажется, все ужасно, и даже работает он «механически» – где уж говорить о творчестве! – но именно после этих слов рассказчик не только предлагает Ване приглядеться к нему внимательно, но и призывает его «мужика уважать».

Некрасов говорит нам: да, труд не удовольствие, он тяжел, уродует человека, но и такой труд достоин уважения, потому что он необходим.

Мало того, такой ценой и достигается преобразование мира. Гибнут труженики, но торжествует жизнь в прежде бесплодных дебрях. В масштабах всемирной истории так и происходит. Нельзя представить себе путь цивилизации как движение «от победы к победе», а труженика этаким плакатным богатырем, без напряжения идущим вперед.

2) Главный вывод Некрасова.

Понимание созидательной силы труда и дает поэту основание провозгласить свою веру в будущее. И одно дело, когда слова поэта «Да не робей за отчизну любезную…» воспринимаются как простая декларация, и совсем другое, когда они стали выводом из глубоких и горьких раздумий, из увиденного его зорким взглядом высокого и трагического облика труженика.

Рассказчик в стихотворении не спорит с генералом, он обращается к Ване.

Вспомним, у Некрасова есть немало стихов, обращенных к детям: «Плач детей», «Крестьянские дети», «Школьник», «Дед Мазай и зайцы». И везде поэт стремится «правду… рассказать» детям. Эта правда актуальна и поныне.

Многое ушло в прошлое. В частности, понимание народа как «простого народа», труда – как прежде всего физического. Для нас поэт Некрасов – такой же представитель народа, как и изображенные им крестьяне, а труд ученого, писателя, инженера, врача, учителя – такая же созидательная деятельность, как и труд строителя, крестьянина, рабочего у станка. Вероятно, не только темнотой народа объясняется его покорность. Не так просты пути, ведущие к «выпрямлению» человека, согнутого рабством.

Корней Иванович Чуковский, который был не только детским писателем, но и автором большой книги о мастерстве Некрасова, так сказал о стихотворении «Железная дорога»:

«Железная дорога» Некрасова явилась впервые раздавшимся в русской поэзии гимном во славу строительной, творческой, массовой народной работы».

И еще раз повторил эту мысль:

«Железная дорога» есть первая по времени поэма о творческом народном труде».

Верны ли эти утверждения?

Конечно, решить, действительно ли это была «первая по времени поэма о творческом народном труде», «впервые раздавшимся гимном» народной работе, вы сможете лишь тогда, когда изучите историю русской литературы и сравните произведения Некрасова с тем, что было написано до него. Но мысль о том, что это «гимн во славу строительной, творческой, массовой народной работы», что это «поэма о творческом народном труде», вы вполне можете оценить, обратившись еще раз к тексту стихотворения.

– Итак, прав ли Чуковский?

2. Высказывания учащихся, их выводы.

Учитель. В стихотворении нарисована картина далекого прошлого. А что оно открывает вам, живущим теперь?

III. Подведение итогов урока.

Домашнее задание: отрывок из стихотворения (I главку) выучить наизусть; подобрать и подготовить выразительное чтение одного из стихотворений Некрасова (на выбор).