Цели: углубить знания детей об интонации предложений, развивать умение правильно произносить предложения, передавая то или иное чувство.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– Почему так сказано о каждом знаке препинания?
– Расскажите стихотворение наизусть.
III. Минутка чистописания.
На доске записаны буквы: … л, м, н, о, п, р, с ...
– Какие буквы мы будем писать сегодня на минутке чистописания? (Мы будем писать буквы к, т. буква к начинает по алфавиту этот ряд, а буква т заканчивает.)
– Что вы можете сказать об этих буквах? (Они обозначают парные глухие согласные звуки.)
Ктт Ткк Кттт Тккк …
– Определите порядок написания букв в цепочках и продолжите строчку до конца.
IV. Наблюдение над восклицательными и невосклицательными предложениями.
1. Беседа по вопросам:
– Какой вопрос вам подготовил Почемучка?
– Что вы ему ответите?
На доске записано стихотворение:
Ах, как нам добрые слова нужны!
Не раз мы в этом убеждались с вами.
А может, не слова – дела важны?
Дела – делами, а слова – словами.
– Какие бывают предложения по интонации? (Восклицательные и невосклицательные.)
– Прочитайте стихи.
– Найдите восклицательные и невосклицательные предложения.
– Как вы думаете, о каких добрых словах говорит автор?
2. Работа над упражнением 82.
3. Чтение сведений по языку.
– Встаньте, пожалуйста. Сейчас мы проведем физкультминутку. Я буду называть предложения. если предложение по интонации восклицательное, вы три раза хлопаете в ладоши, если предложение невосклицательное, то вы три раза подпрыгиваете. Прежде чем выполнять действие, дослушайте предложение до конца.
Учитель называет предложения:
Хорошо иметь чижа!
Очень песня хороша!
Белка сушит грибы.
Ты ходил осенью в парк?
Какой ужас!
Да какой же он малюсенький!
Брат вытащил крошечного мышонка.
А ты где живёшь?
V. Упражнение в произношении предложений.
1. Выполнение упражнений 83, 84.
2. Запись предложений о своем родном городе (селе).
VI. Итог урока.
– Какое предложение называется восклицательным? Приведите примеры.
Домашнее задание. Упражнение 85.