Урок 23 Тема: ГЛАСНЫЕ И СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ

0
864
явления

Урок 23

Тема: гласные и согласные звуки

Цели: совершенствовать умение правильно произносить звуки в слове и вне слова, правильно называть буквы; активизировать умение распознавать гласные звуки, а также буквы, которыми обозначаются на письме эти звуки.

Ход урока

I. Минутка чистописания.

Выполнение упражнения 7, с. 65.

– Почему последнее слово на строке написано с большой буквы?

– Придумайте фамилию этому мальчику. Припишите ее. Как написали фамилию?

II. Актуализация опорных знаний.

– Прочитайте слова: [М’ИР], [СКАСКА], [ЗВУК], [БУКВА].

– Что узнали о звуках и буквах?

– На какие две большие группы делятся все звуки?

– О каких звуках идет речь в стихотворении?

Воздух свободно идет через рот,

Нет препятствий разных,

Голос участвует, голос зовет –

Звук получается… (гласный).

– Вспомните, как определить, что звук гласный.

– Назовите слова, которые начинаются на гласный звук.

– А теперь слова, которые заканчиваются на гласный.

III. Формирование новых знаний.

– Ваша задача на уроке – запомнить гласные звуки и их количество.

1. Выполнение упражнения 8, с. 65.

– Какие предметы изображены?

– Напишите в строчку через запятую.

– Подчеркнем все гласные красным карандашом.

– Назовите их. Что вы подчеркнули?

– Выпишите их на следующей строке: [о], [ы], [а], [и], [у].

– О каком звуке забыли? (Учитель обращает внимание на ленту букв.)

– Припишите этот звук к братьям. ([э].)

– Посчитайте количество звуков. Сколько их? (6.)

2. Выполнение упражнения 9, с. 66.

– К какой сказке выполнен рисунок?

– Назовите героев сказки.

– Вспомните песенку Колобка.

– Проверьте себя по тексту на с. 67.

– Какие буквы нужно вставить в слова? Какие звуки обозначают эти буквы?

– Какое слово выделено? Как вы думаете, что оно обозначает?

– Спишите песенку, вставляя пропущенные буквы.

Взаимопроверка.

3. Выполнение упражнения 10, с. 67. (Словарная работа.)

– Назовите предметы.

– Произнесите гласные звуки в слове капуста.

– Ну что похож кочан капусты?

А вы знаете, что свое название капуста получила от латинского слова ка?пут, которое имело значение голова, кочан.

Учитель вывешивает ассоциативную иллюстрацию.

КАПУСТА К?ПУТ (голова)

– Произнесите гласные звуки в слове пальто.

– Какую букву надо запомнить? (Учитель обращает внимание на употребление в речи только этой формы слова.)

– Запишите новые словарные слова по памяти.

IV. Итог урока.

– Что вспоминали на уроке?

– Сколько гласных звуков в русском языке?

– Выберите буквы, которые обозначают гласные звуки.

Учитель предлагает ряд букв: а, е, т, ы, о, ю, ж, у, я, с, э, и.