Урок 23 ПРОСТЫЕ И СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

0
517
информатика

Ц е л ь: развивать умения распознавать в тексте простые и сложные предложения, выделять простые предложения в составе сложного.

Х о д у р о к а

I. Актуализация опорных знаний.

Тест

Найдите сложные предложения и запишите в ответе их номера.

1. Я учился очень давно, когда еще были гимназии.

2. Однажды я не выучил урок и получил единицу.

3. Я понял, что теперь я вряд ли получу от папы в подарок фотоаппарат.

4. Я оставил свой дневник в парке на скамье и ничего не сказал папе.

5. Когда учитель выдал мне новый дневник с единицей, я забросил его за шкаф.

6. В третьем дневнике я заклеил страницу с новой единицей, и папа не увидел там ничего плохого.

7. Но однажды мои потерянные дневники нашлись, и папа все узнал.

8. Ложь и обман всегда обнаруживаются и становятся явными.

9. С тех пор я дал себе слово говорить правду и никогда не врать.

10. Правда бывает очень трудной, но ложь хуже всего на свете.

По М. Зощенко

(О т в е т ы: 1, 3, 5, 6, 7, 10.)

II. Упражнение в нахождении сложных предложений в сплошном тексте.

1. Упражнение 81 учащиеся выполняют по заданию учебника.

К о м м е н т и р о в а н н о е п и с ь м о.

Предварительный опрос учащихся.

– Что соединяют союзы а, и, но?

– Что нужно сделать, чтобы узнать, простым или сложным является предложение?

– Прочитайте правило на с. 47. Верно ли вы предполагали?

2. В ы п о л н е н и е упражнения 82.

Устно разбирают текст упражнения по вопросам и заданиям к нему. Объясняют написание пропущенных орфограмм. Самостоятельно записывают текст, подчеркивают грамматические основы.

По окончании работы – в з а и м о п р о в е р к а.

III. Словарная работа.

Н а д о с к е записано лексическое значение нового словарного слова.

Чёрный – цвет сажи, угля.

● Этимология . Учитель рассказывает о происхождении слова «черный». Древнее слово, которое в старину звучало как «керсна». Потом к превратилось в ч, а сн – в н.

Учащиеся выполняют задания с новым словарным словом.

1. П о д б о р к данному слову синонимов и антонимов.

2. П и с ь м о п о п а м я т и.

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

А. Пушкин

3. Ответы на в о п р о с ы:

– Как написали словарное слово в предложении?

– Простым или сложным является это предложение? Почему?

– Подчеркните грамматические основы.

– С помощью чего соединены простые предложения в составе сложного? (Союза и.)

IV. Итог урока.

– Что нужно сделать, чтобы определить, простым или сложным является предложение?

– Как по количеству грамматических основ определить тип предложения?

– У меня на доске записаны сложные предложения. Согласны ли вы со мной? Почему?

1. Булька проболел шесть недель и выздоровел.

2. Один раз мы пошли на охоту за кабанами, и Булька увязался с нами.

Домашнее задание: упражнение 83.