Урок 23. Политические права и свободы

0
308

Цели: подвести учащихся к пониманию значения политиче­ских прав и свобод в жизни современного общества; ознакомить учащихся с последними политическими событиями в нашей стра­не, политическими партиями и их основными программными требованиями; продолжить формирование умений анализировать дополнительную литературу к уроку, делать выводы, работать по тексту учебника, излагать «сквозные» вопросы темы урока; спо­собствовать воспитанию у учащихся понимания важности влияния политических событий, происходящих в стране, на жизнь каждого человека.

Оформление доски: тема урока, план изучения новой темы, понятия (свобода собраний; свобода ассоциаций; свобода слова; цензура, гласность), домашнее задание.

Ход урока

I. Организационный момент

II.Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Политические права и свободы человека»

1. Подготовка устного развернутого ответа по карточкам № 49 и 50

КАРТОЧКА № 49

1. Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развернутый ответ на него:

– Каким образом граждане России участвуют в управлении госу­дарством?

2. Для этого подумайте над вопросами:

– Какие качества необходимы человеку для управления государ­ством?

– Как граждане страны решают, кто достоин управлять государ­ством?

– Кому принадлежит избирательное право в нашей стране?

– Чем отличается система выборов в России и США?

– Какие ограничения существуют для желающих стать кандидатом в Президенты РФ, депутатом Государственной Думы?

– Как осуществляется непосредственное участие граждан в управ­лении делами государства?

– Когда была принята Конституция РФ?

3. Сделайте вывод.

КАРТОЧКА № 50

1. Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развернутый ответ на него:

– Как складываются отношения между гражданами и государ­ством?

2. Для этого подумайте над вопросами:

– Кто такие государственные служащие?

– Каковы условия, позволяющие гражданину занимать государствен­ные должности?

– Как может быть реализовано право гражданина РФ участвовать в отправлении правосудия?

– Какими способами граждане могут побудить впасть оперативно решать их проблемы?

– Почему государственным служащим приходится быстро реагиро­вать на обращения, предложения населения?

– Какую роль в воздействии на политику государственной власти играют общественные объединения, политические партии?

3. Сделайте вывод.

2. Работа с классом (на выбор учителя)

ВАРИАНТ А

Проверка выполнения домашнего задания в тетради. ВАРИАНТ Б

– Составьте схему «Виды власти», назовите органы государ­ственной власти во всех ветвях.

3. Устные развернутые ответы учащихся по карточкам № 49 и 50, отзывы одноклассников

III. Изучение новой темы

План

1. Свобода собраний.

2. Свобода ассоциаций.

3. Свобода слова.

Задача для учащихся: выяснить, зачем людям нужны поли­тические свободы. Возможна ли безграничная свобода? Кто заин­тересован в гласности?

При изучении новой темы учитель может выбрать один из ва­риантов.

ВАРИАНТ А

Практическая работа учащихся по документу

Задание для учащихся: выяснить, были ли нарушения полити­ческих свобод в период предвыборной компании и выборов. Какую оценку выборам дали иностранные наблюдатели? Какой вывод

о политической ситуации в стране делают авторы статьи?

ВАРИАНТ Б

1. Рассказ учителя о свободе собраний (в объеме учебника)

Учебник 1 (с. 300-301) или учебник 2 (с. 60-68).

Задание для учащихся: в каких случаях государство имеет право применить силу для разгона участников митинга или соб­рания?

2. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника

Учебник 1 (с. 301-302) или учебник 2 (с. 60-68).

Задание для учащихся: выяснить отличие формальных и не­формальных ассоциаций.

3. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника

Учебник 1 (с. 302-303) или учебник 2 (с. 60-68).

Задание для учащихся: для чего нужна свобода слова?

4. Беседа по прочитанному тексту

– Какие права человека провозглашены в международных документах?

– Что такое гласность?

– Что такое цензура?

– Может ли свобода слова быть абсолютной?

IV.Закрепление изученного на уроке

– Какие политические права граждан закреплены Конститу­цией России?

– Деятельность каких политических партий запрещена на территории нашей страны?

– Почему разрешены митинги и собрания, критикующие дея­тельность государственных органов власти?

– Когда в нашей стране проводилась политика гласности?

– Кто имеет право участвовать в выборах и референдумах в нашей стране?

– Нужна ли современному обществу цензура?

V. Подведение итогов урока

– Зачем людям нужны политические свободы?

– Возможна ли безграничная свобода?

– Кто заинтересован в гласности?

Домашнее задание

1. Прочитать § 46 учебника 1 (с. 297-303) или § 7 учебни­ка 2.

2. Подготовить устные ответы на вопросы:

– Почему свобода собраний и свобода ассоциаций принадлежат к числу важнейших прав и свобод человека и гражданина?

– Как следует понимать свободу слова?

3. Выполнить в тетради задания 3 и 5 на с. 304 учебника 1 или задания 5 и 6 на с. 69 учебника 2.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь