Цели: подвести учащихся к пониманию значения политических прав и свобод в жизни современного общества; ознакомить учащихся с последними политическими событиями в нашей стране, политическими партиями и их основными программными требованиями; продолжить формирование умений анализировать дополнительную литературу к уроку, делать выводы, работать по тексту учебника, излагать «сквозные» вопросы темы урока; способствовать воспитанию у учащихся понимания важности влияния политических событий, происходящих в стране, на жизнь каждого человека.
Оформление доски: тема урока, план изучения новой темы, понятия (свобода собраний; свобода ассоциаций; свобода слова; цензура, гласность), домашнее задание.
Ход урока
I. Организационный момент
II.Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Политические права и свободы человека»
1. Подготовка устного развернутого ответа по карточкам № 49 и 50
КАРТОЧКА № 49
1. Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развернутый ответ на него:
– Каким образом граждане России участвуют в управлении государством?
2. Для этого подумайте над вопросами:
– Какие качества необходимы человеку для управления государством?
– Как граждане страны решают, кто достоин управлять государством?
– Кому принадлежит избирательное право в нашей стране?
– Чем отличается система выборов в России и США?
– Какие ограничения существуют для желающих стать кандидатом в Президенты РФ, депутатом Государственной Думы?
– Как осуществляется непосредственное участие граждан в управлении делами государства?
– Когда была принята Конституция РФ?
3. Сделайте вывод.
КАРТОЧКА № 50
1. Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развернутый ответ на него:
– Как складываются отношения между гражданами и государством?
2. Для этого подумайте над вопросами:
– Кто такие государственные служащие?
– Каковы условия, позволяющие гражданину занимать государственные должности?
– Как может быть реализовано право гражданина РФ участвовать в отправлении правосудия?
– Какими способами граждане могут побудить впасть оперативно решать их проблемы?
– Почему государственным служащим приходится быстро реагировать на обращения, предложения населения?
– Какую роль в воздействии на политику государственной власти играют общественные объединения, политические партии?
3. Сделайте вывод.
2. Работа с классом (на выбор учителя)
ВАРИАНТ А
Проверка выполнения домашнего задания в тетради. ВАРИАНТ Б
– Составьте схему «Виды власти», назовите органы государственной власти во всех ветвях.
3. Устные развернутые ответы учащихся по карточкам № 49 и 50, отзывы одноклассников
III. Изучение новой темы
План
1. Свобода собраний.
2. Свобода ассоциаций.
3. Свобода слова.
Задача для учащихся: выяснить, зачем людям нужны политические свободы. Возможна ли безграничная свобода? Кто заинтересован в гласности?
При изучении новой темы учитель может выбрать один из вариантов.
ВАРИАНТ А
Практическая работа учащихся по документу
Задание для учащихся: выяснить, были ли нарушения политических свобод в период предвыборной компании и выборов. Какую оценку выборам дали иностранные наблюдатели? Какой вывод
о политической ситуации в стране делают авторы статьи?
ВАРИАНТ Б
1. Рассказ учителя о свободе собраний (в объеме учебника)
Учебник 1 (с. 300-301) или учебник 2 (с. 60-68).
Задание для учащихся: в каких случаях государство имеет право применить силу для разгона участников митинга или собрания?
2. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника
Учебник 1 (с. 301-302) или учебник 2 (с. 60-68).
Задание для учащихся: выяснить отличие формальных и неформальных ассоциаций.
3. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника
Учебник 1 (с. 302-303) или учебник 2 (с. 60-68).
Задание для учащихся: для чего нужна свобода слова?
4. Беседа по прочитанному тексту
– Какие права человека провозглашены в международных документах?
– Что такое гласность?
– Что такое цензура?
– Может ли свобода слова быть абсолютной?
IV.Закрепление изученного на уроке
– Какие политические права граждан закреплены Конституцией России?
– Деятельность каких политических партий запрещена на территории нашей страны?
– Почему разрешены митинги и собрания, критикующие деятельность государственных органов власти?
– Когда в нашей стране проводилась политика гласности?
– Кто имеет право участвовать в выборах и референдумах в нашей стране?
– Нужна ли современному обществу цензура?
V. Подведение итогов урока
– Зачем людям нужны политические свободы?
– Возможна ли безграничная свобода?
– Кто заинтересован в гласности?
Домашнее задание
1. Прочитать § 46 учебника 1 (с. 297-303) или § 7 учебника 2.
2. Подготовить устные ответы на вопросы:
– Почему свобода собраний и свобода ассоциаций принадлежат к числу важнейших прав и свобод человека и гражданина?
– Как следует понимать свободу слова?
3. Выполнить в тетради задания 3 и 5 на с. 304 учебника 1 или задания 5 и 6 на с. 69 учебника 2.