Урок 23 «Песня про купца калашникова…» анализ iiI части
Цели: подвести к размышлениям над вопросами о судьбе и правах человеческой личности через восприятие художественного текста поэмы; совершенствовать навыки сравнительно-сопоставительного анализа; развивать речевые умения.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Выразительное чтение III части поэмы.
III. Работа по новой теме.
1. Анализ III части поэмы.
Беседа по вопросам.
– Как готовится поле к кулачному бою? («Оцепили место в 25 сажень…» Здесь разыгрывается поединок чести с бесчестием, правды с неправдою, человеческого достоинства с произволом и своеволием. Кирибеевич, выходя на бой, кланяется в пояс только царю. Он хочет потешить царя-батюшку. Калашников кланяется царю, Кремлю, да святым церквам, а потом «народу русскому». Он вышел защищать честь свою, отстоять правду-матушку. На вопрос «Какого роду племени» противник, опричник получил ответ: «И жил я по закону… небесного». (С. 131.) «Не шутку… на последний бой».)
Задание. Зачитать строчки, которые описывают внутреннее состояние Кирибеевича. («Побледнел… слово замерло». Он изумлен, растерян, понял, что его ожидает возмездие. Калашников побеждает его задолго до физической смерти.)
– Что запрещали правила кулачного боя? (Убивать человека, противника «вольной волею, по желанию.)
– Значит, царь прав, казнив Калашникова? (У купца не было иного выхода, как потешное зрелище превратить в суд чести. Да он и не скрывал, что шутить не собирается. Он не просто мстит именитому обидчику, а выступает против произвола и несправедливости. Калашников казнен без суда и следствия, причину его поступка он не огласил в присутствии находившихся на месте боя: он не желал публичного позора.
Царь же, как бы одобряя прямой и честный ответ купца, обещает пожаловать…)
– Что обещал царь? (Зачитать с. 133. «Хорошо тебе… моей милостью…».)
– Кому симпатизирует народ? (с. 134. «Схоронили … споют песенку».)
– Какой жанр устного народного творчества «Песня…» напоминает? (Былину. Былинное обращение «Ох ты гой еси (возглас)…» введение историзмов: «князья», «бояре», «опричник», «трапеза». Эпитеты: солнце красное, тучи синие, златой венец, золоченый ковш, очи темные, брови черные, черный соболь, заря алая, стена белокаменная… – белый, черный, красный, синий, алый – совершенно в духе народной поэзии, не любящей полутонов и полутеней. Символ – алая заря – в народной поэзии предвещала трагические события. Лермонтов, по словам Белинского, вошел, в царство народности, как ее полный властелин. архаизмы: лютая, али; просторечия: «твово», супротив; напевный ритм, антитеза (противопоставление); троекратные повторения (клич 3 раза «кликали»; повествование ведут гусляры.)
2. Перечитаем описание зари над Москвой перед кулачным боем. Найдите в этом описании фольклорные приемы. (От слов «Над Москвой – великой, златоглавой…» до «На какой ли радости разыгралася».)
В этом отрывке используется характерная для фольклора инверсия – определение почти всегда стоит после определяемого слова; Москва Великая, стена белокаменная; постоянные эпитеты (заря) алая, (Москва) златоглавая, (горы) синие; метафоры в форме олицетворения: заря сравнивается с красавицей за утренним туалетом (она умывается, смотрит в зеркальце, разметает кудри, улыбается). Это обратный параллелизм от мира природного к миру человека. Лермонтов использует также разговорные, песенные формы глаголов: просыпалася, разыгралася, играючи, разгоняючи. Все это не только доказывает умение поэта подражать фольклорным истокам в форме, но и является замечательным композиционным ходом. Описание зари – зачин в этой части «Песни…» красота утра, бодрое, радостное настроение контрастирует с последующим содержанием – смертельным боем, гибелью Кирибеевича, казнью Калашникова.
Таким образом, в этом описании звучит авторское утверждение возможной красоты, гармонии в природе, которой нет в мире людей, которой они не могут достигнуть.
IV. Подведение итогов урока.
1. Сравнительная характеристика главных героев.
– Каково отношение автора к Кирибеевичу? (Кулачный бой двух героев автор называет богатырским. Нет им равных по всей Москве. Но уже в описании героев перед схваткой мы видим разницу в настроении соперников, в отношении к ним автора. Кирибеевич кичится своим удальством, своей силой, нарядным платьем, славой замечательного бойца. У него цель – потешить царя-батюшку и показать себя. Не так изображен Калашников. Несмотря на молодость, он отличается по имени-отчеству – Степан Парамонович. В этом и уважение к нему людей, и подчеркнутая серьезность намерений героя! Если Кирибеевич красуется собой, то купец вышел постоять за честь семьи: «На опричника смотрит пристально (…) Боевые рукавицы натягивает». В поведении купца перед боем важна каждая деталь: как и Кирибеевич, он кланяется сначала «царю грозному», потом «белому Кремлю, да святым церквам. А потом всему народу русскому».
Это не только проявление вежливости, но и показатель серьезности намерений – биться до смерти (а ведь убийство – страшный грех!), просьба о прощении и одновременно сознание своей правоты. Поэтому-то Кирибеевич не нашел ответных слов и побледнел «как осенний снег» не столько от страха смертного, сколько от сознания своей преступности, от ожидания справедливого возмездия за то, что не жил «по закону Господнему».
Автор с самого начала утверждает, что при равной удали и могуществе обоих нравственный перевес на стороне Степана Парамоновича, так как за ним – правда. Однако смерть Кирибеевича рисуется с сочувствием – параллель с миром природы тому свидетельство, не как «собака» или «басурманский сын» гибнет опричник, а «будто сосенка во сыром бору». Почему? Кирибеевич молод, красив, удал, рано ему лишаться жизни, поэтому его смерть вызывает грустные чувства, он жертва воспитания, любовной страсти, хотя пути, которыми он пытается достигнуть счастья, – неправедные.)
2. Заключительное слово учителя.
«Песня…» сложена в назидание людям, наделенным властью и могуществом, правом решать судьбы людей.
«Хотя Лермонтов обратился к эпохе Грозного, произведение прозвучало как глубоко современное. Только что на дуэли с царским «опричником» погиб Пушкин, который вышел на поединок, чтобы защитить «честь жены и свое благородное имя».
Поэма заставляла задуматься над вопросами о судьбе и правах человеческой личности». (И. Андроников.)
Домашнее задание: перечитать «Песню…», подготовиться к сочинению по иллюстрации В. Васнецова.