Цели: систематизировать знания учащихся по теме урока; совершенствовать навыки правописания.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Методы: самостоятельная работа, письменный самоконтроль, выработка и совершенствование усвоенных навыков.
Ход урока
1. Этап актуализации субъектного опыта учащихся.
1. Орфоэпическая пятиминутка в рамках подготовки к ЕГЭ (задание А1).
2. Задание «Дай толкование слова» (задание А2).
3. Повторение правописания корней с чередующимися гласными.
Задание: записать слова, выделить корни с чередованием, устно объяснить условия выбора букв.
Клониться к земле, горит восток зарею, туман расстилается, прикосновение к тайне, заросли черемухи, возлагать надежды, замирать от восторга, зажигаются зарницы, касаться воды, собиралась гроза, расти выше, заблестела под солнцем, уравнять в правах, вырвать траву, выровненные дорожки, не намокают в воде, коснуться в разговоре, от зари до зари, обмакнуть в чернила.
2. Этап организации совместной деятельности по освоению материала урока.
Повторение изученного.
1. Повторение теории словосочетания.
2. Найти в выполненной словарной работе словосочетания разных видов. Какие сочетания слов среди них не могут быть названы словосочетаниями? Почему?
3. На какие группы делятся члены предложения? Назвать главные и второстепенные члены предложения, их признаки.
Доклад подготовленных учащихся о результатах мини-исследований по теме «Тире между подлежащим и сказуемым. Тире в неполном предложении».
3. Этап первичной проверки понимания изученного.
Эвристическая беседа:
– В чем отличие между односоставными и двусоставными предложениями?
Материал для учителя.
Односоставные предложения со сказуемым.
Прежде всего при отсутствии подлежащего мы определяем, чем выражено сказуемое – личной или безличной формой. Напомним, что в русском языке глаголы изменяются по лицам, семантика которых такова:
1-е лицо – говорящий или говорящий и другие (я, мы);
2-е лицо – собеседник или собеседник и другие (ты, вы);
3-е лицо – лица, не принимающие участия в разговоре, чаще всего те, о ком идет речь. Они могут быть неизвестны (он, она, они).
В любом личном предложении мы можем подставить местоимение, в безличном же такая подстановка невозможна либо по смыслу, либо в именительном падеже.
Односоставные предложения с подлежащим.
Назывные (утверждается наличие предметов или явления).
Работа с таблицей.
Повторение видов односоставных предложений, подбор примеров односоставных предложений с главным членом сказуемым, а затем с главным членом подлежащим.
(1) Белеет парус одинокий в тумане моря голубом!
(2) Зима. Мороз.
(3) Завтра утром встану, побегу в сад.
(4) Магнит находят в земле с железной рудой.
(5) В первые же годы меня здесь выбрали в почетные мировые судьи.
(7) Тебе о солнце не пропеть.
(8) С часу на час можно было и нам ожидать нападения Пугачева.
– Не забывайте, что подлежащее должно стоять в именительном падеже!
Мне не сидится на месте (мне, хотя и подразумевает производителя действия, не является подлежащим, так как употреблено в форме дательного падежа).
Алгоритм разбора.
Разбить это задание на составляющие:
1) выделить основы;
2) найти сложное предложение;
3) из выбранных сложных выбрать то, где нет подлежащего или сказуемого;
4) начать рассуждать о типе односоставного предложения.
Разбор задания.
Среди предложений найдите сложное предложение, в состав которого входит односоставное – безличное. Напишите номер этого предложения.
(1) О детективе много спорят. (2) Еще больше его читают. (3) Одна из тем спора – стоит ли его читать вообще. (4) Если считают, что нет, тогда говорят: детектив – это не литература. (5) Что же такое детектив? (6) Уже название жанра (в переводе с англ. detective – сыщик) говорит о многом.
В каждом предложении выделим основы:
(1) О детективе много спорят. (2) Еще больше его читают. (3) Одна из тем спора – стоит ли его читать вообще. (4) Если считают, что нет, тогда говорят: детектив – это не литература. (5) Что же такое детектив? (6) Уже название жанра (в переводе с англ. detective – сыщик) говорит о многом.
Из предложений 1–6 можно сразу убрать первое, второе и пятое предложения, так как в них нет знаков препинания, а значит, они не являются ни сложными, ни осложненными, а также третье и шестое предложения, так как там всего лишь одна основа. Остается предложение 4. Находим здесь безличное: основа нет. Не стоит забывать, что нет – это бывшая форма не есть, где со временем отрицательная частица не и инфинитив есть слились в одно слово.
4. Этап закрепления и применения изученного.
Задания для учащихся «Проверь себя»:
1) Среди данных предложений найдите сложное предложение, в состав которого входит односоставное безличное. Напишите номер этого сложного предложения.
(1) 10 июня 1812 года многотысячная армия Наполеона пересекла границу России. (2) Захватчики были уверены в своей быстрой победе. (3) Русскими войсками командовал Михаил Богданович Барклай-де-Толли, происходивший из древнего шотландского рода. (4) Он хорошо знал о несокрушимой мощи французской армии, считал, что сражаться с врагом сейчас – это самоубийство, поэтому решил отступать. (5) Решил отступать, несмотря на то, что этому противилась его честь, несмотря на то, что многие боевые соратники упрекали его в трусости.
(6) Как же трудно было тогда главнокомандующему, который носил иноземную фамилию, чем давал повод для самых вздорных подозрений. (7) Ходили слухи, что он изменник, что у Наполеона служат его родственники и, дескать, это они склонили Барклая к предательству.
Ответ: 6-е предложение.
2) Среди предложений 1–15 найдите сложное, в котором есть два односоставных безличных предложения. Напишите номер этого сложного предложения.
(1) На мою долю недавно выпало счастье познакомиться со старым мудрым врачом. (2) Он нередко появляется в своем отделении в выходные дни и в праздники не по экстренной необходимости, а по душевной потребности. (3) Он разговаривает с больными не только об их болезни, но и на сложные жизненные темы. (4) Он умеет вселить в них надежду и бодрость. (5) Многолетние наблюдения показали ему, что человек, который никогда никому не сочувствовал, ничьим страданиям не сопереживал, очутившись перед собственной бедой, оказывается неготовым к ней. (6) Жалким и беспомощным встречает он такое испытание. (7) Эгоизм, черствость, равнодушие, бессердечность жестоко мстят за себя. (8) Слепым страхом. (9) Одиночеством. (10) Запоздалым раскаянием.
(11) Одно из самых важных человеческих чувств – сочувствие. (12) И пусть оно не остается просто сочувствием, а станет действием. (13) Содействием. (14) К тому, кто в нем нуждается, кому плохо, хотя он молчит, надо приходить на помощь, не ожидая зова. (15) Нет радиоприемника более сильного и чуткого, чем человеческая душа.
Ответ: 14-е предложение.
3) Среди предложений 1–4 найдите сложное, в состав которого входит односоставное определенно-личное. Напишите номер этого сложного предложения.
(1) Лишенный цели протест против всяческих законов и правил, который питается темной энергией животных инстинктов? (2) А может, неистребимая потребность познания? (3) Потребность, которая является столь же естественной, как и потребность есть, пить, спать… (4) Оглянитесь на историю человечества: она вся в этом неуступчивом и неуклонном движении за черту дозволенного.
Ответ: 4-е предложение.