Цели: помочь учащимся разобраться в изобразительно-выразительных средствах языка стихотворения; продолжить работу по обучению выразительному чтению; развивать умение высказывать свое мнение о прочитанном.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
II. Анализ стихотворения.
Вопросы:
1. Что заставило молодого солдата задать вопрос:
Скажи-ка, дядя, ведь недаром
Москва, спаленная пожаром,
Французам отдана?
(Желание больше узнать об истории своей страны, здоровое любопытство и обидная мысль о вынужденном оставлении Москвы, что вовсе не говорило о поражении русской армии.)
2. Постарайтесь узнать героев и продолжите их характеристики:
а) смелый, сильный, бесстрашный, верен присяге, добр к солдатам, сердечен… (полковник);
б) улыбчивый, внимательный, искренний, простодушный… (молодой солдат);
в) скромный, спокойный, задумчивый, добрый, удалой… (дядя);
г) отважные, рвутся в бой, поклялись умереть, но врага не пропустить: «Уж мы пойдем ломить стеною, Уж постоим мы головою за Родину свою!..» (русский народ).
Образ солдата-артиллериста поэт не случайно делает центральным. Эти войска считались основной, ведущей силой русской армии, именно артиллерия наводила ужас на врагов.
«Чуть утро осветило пушки…»
«Забил заряд я в пушку туго…»
«Картечь визжала…»
«И залпы тысячи орудий
Слились в протяжный вой…»
3. Чем можно объяснить наличие в тексте слов: «мы», «наш», «наши», «все»? (Так поэт говорит о безымянных героях Бородинского сражения, погибших в тяжелых боях. Это и есть русский народ. Воины отважны, самоотверженны. «И умереть мы обещали, и клятву верности сдержали»…)
4. Какие просторечные слова и выражения встретились в речи старого воина? С какой целью автор вводит в текст подобные слова? («У наших ушки на макушке», «мусью», «басурманы» «вздремнуть» и другие.)
Такой литературный прием делает текст произведения доступным, понятным.
5. Перечитайте строфу, начинающуюся словами: «Прилег вздремнуть я у лафета…»
Сравните поведение перед решающим боем русских и французских войск. Чем можно обосновать поведение противников? (Французы ликуют, заранее празднуют победу; русские сосредоточенны, посвящают свободное время подготовке к бою, отдыху.)
6. Со слов «И только небо засветилось…» начинается описание боя. (Повторное перечитывание.) Каким вы увидели этот бой? (Тяжелым, кровопролитным…)
Найдите в тексте слова, подтверждающие ваши ответы.
7. Что заставляет старого солдата с гордостью говорить о прошлом?
Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри – не вы!
…Могучее, лихое племя…
8. Высказывает ли этим бывалый воин недоверие к следующему поколению? Почему? Ваши суждения.
III. Работа с иллюстрациями учебника, репродукциями картин русских художников.
1. «Бородинская битва» (Ф. Рубо).
2. «М. И. Кутузов» (А. Обеда).
3. «Взятие редута» (И. Шустер).
4. «Военный совет в Филях» (А. Кившенко).
5. «Наполеон на Поклонной горе» (В. Верещагин).
6. «Партизаны» (Н. Прянишников).
7. «Отступление французов» (В. Верещагин).
IV. Обобщение.
Вопросы:
1. Каков исход сражения?
2. Чем можно объяснить, что при чтении стихотворения не возникает ощущения поражения, «опущенной головы» перед врагом?
3. Какую оценку вы дадите исторической битве?
Лермонтов сумел показать масштабы и серьезность сражения. Обида за гибель товарищей, ненависть к захватчикам только сильнее разжигали ярость у русских солдат. В единый образ народа-победителя слились образ старого солдата и его командира.
Всех героев охватывает чувство патриотизма, готовность отдать свою жизнь за родину. Неотделимы отвага народа, героизм, колоссальное желание уничтожить врага, не дать ему ступать по родной земле. Все это можно объединить словами – несокрушимая мощь русского народа, который сумел в решающий момент истории силой задержать врага, а хитростью выгнать его с родной земли.
Профессор Н. Л. Бродский писал: «Стихотворение Лермонтова можно назвать поэтической летописью Бородинского сражения…»*
Домашнее задание: нарисовать свои иллюстрации к произведению. Сделать к ним подписи из текста.