Цели: дать представление о соотношении внешнего вида и внутренней конструкции дома; уточнить понятия «внутри» и «снаружи»; развивать творческое воображение.
Оборудование: акварель, фломастер, мелки, цветные карандаши; описания сказочных домиков из литературных произведений; иллюстрации с видом домов снаружи и внутри из детских книг.
Ход урока
I. Организационный момент.
1. Проверка готовности учащихся к уроку.
2. Смачивание акварельных красок.
II. Сообщение темы и цели урока.
– Сегодня мы с вами поговорим о том, каким может быть дом внутри и снаружи, о внутреннем устройстве доме, а также вы нарисуете домик для маленьких человечков из первой буквы своего имени. Но об этом чуть позже.
III. Введение в тему урока.
1. Вступительная беседа.
– Рассмотрите фотографии и иллюстрации с внешним изображением домов и их внутренним строением.
На доске фотографии и иллюстрации домов снаружи и внутри.
– Что можете сказать о внешнем виде домов, какие они? (См. примеры на с. 85)
– Где живут люди? (Внутри дома.)
– Опишите дом внутри.
– Вспомните свою комнату, что есть в ней?
– Можно ли догадаться по внешним признакам, как устроен дом внутри?
– Мастер Постройки помогает нам увидеть дом в любом предмете. Давайте рассмотрим эти дома.
2. Работа по учебнику.
– Откройте учебник на с. 78. Вот такие необычные домики придумали дети. Они нарисовали букву, а из буквы получился домик.
– Опишите домики снаружи.
– Из каких предметов придумали домики дети? Опишите домики.
– Где решили сделать себе дом герои народной сказки «Теремок»? (В горшке.)
– Посмотрите на иллюстрации из детских книг.
Учитель показывает детскую книгу Т. Белозерова «Лесной плакунчик».
– Опишите избушку Плакунчика снаружи и внутри. Что находится внутри? (Печка, маленький столик, скамейка и др.)
– Послушайте описание дома из сказки Н. Носова «Незнайка в Солнечном городе».
«Пройдя несколько шагов, Незнайка увидел дом не совсем обычной архитектуры. Этажи этого дома были расположены уступами, то есть как бы ступеньками, так что жильцы второго этажа могли ходить по крыше первого. В этом доме вместо лифта был эскалатор, то есть движущаяся лестница, по которой можно было бы подниматься на самый верхний этаж.
Спускались жители по специальному желобу на коврике».
– Вот такой интересный дом увидел Незнайка.
На болоте две подружки,
Две зеленые лягушки
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались.
Ножками топали,
Ручками хлопали,
Вправо, влево наклонялись
И обратно возвращались.
Вот здоровья в чем секрет:
Всем друзьям физкульт-привет!
IV. Творческая практическая деятельность учащихся.
– Изобразите дом в виде буквы алфавита (из первой буквы своего имени). Нарисуйте на листе краской крупно, на весь лист, первую букву своего имени и, представив себе, что это дом, заселите его маленькими человечками.
– Как бы они смогли там жить? Что будет крышей для них, где будет вход? Нарисуйте двери, окна, лестницы, балконы.
Для работы используйте акварельные краски, а потом фломастерами или цветными карандашами дорисуйте мелкие предметы. Но это можно будет сделать только тогда, когда акварель высохнет.
V. Итог урока.
1. Выставка работ учащихся и их обсуждение.
– Как вы думаете, почему все дома разные? (Они нарисованы из разных букв алфавита.)
– У каждого из вас получился красивый, уютный дом.
2. Обобщение.
– Что нового узнали на уроке? (Как устроен дом внутри, какой он снаружи.)
– Чему учились на уроке? (Учились рисовать дом для маленьких человечков.)
3. Уборка рабочего места.