Урок 22 «век нынешний и век минувший…» (анализ II действия)
Цели: познакомить со II действием комедии; продолжить формирование навыков анализа драматического произведения.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
II. Работа по теме урока.
1. Работа над текстом комедии.
Учитель. Продолжая знакомство с бессмертной комедией Грибоедова, обращаемся ко II действию.
– Вспомните, чем закончилось I действие. (Ответ ученика.)
А теперь послушаем знаменитый монолог Фамусова (д. II, явл. 1).
1) Выразительное чтение монолога подготовленным учеником.
2) Беседа по прочитанному.
– Каково настроение Фамусова в начале монолога? Чем он обеспокоен? («Столько дел!»)
– Как меняется его настроение к концу речи? Что успокаивает героя? (Воспоминания о прежней жизни, Кузьме Петровиче.)
– Какие приемы использует автор для создания комической ситуации?
3) Беседа по 2-му явлению.
Диалог Чацкого и Фамусова.
– Кто является инициатором спора?
– Это люди одной эпохи или разных?
– Что важно для «века минувшего»? Зачитайте.
– А что важно для Чацкого? Зачитайте.
– Почему оба собеседника оказываются в этой сцене в комическом положении? (Чацкий в пылу горячности углубляется в свои размышления, философствует, не замечая, что его идеи не встречают ни сочувствия, ни понимания. Фамусов, не способный уловить ход мыслей Чацкого, подхватывает отдельные слова из его монолога и отзывается на них репликами: «Ах! Боже мой! он карбонари!», «Опасный человек!», «Да он властей не признает!» и т. п. Возникает комическая ситуация, получившая название gwi pro gwi – «кто про что».)
– В разгар спора Чацкого с Фамусовым на сцене появляется полковник Скалозуб. Проследите по тексту, о чем говорит Скалозуб, какие слова употребляет в речи. Каковы его взгляды на жизнь, на карьеру?
– К какому поколению (по возрасту) принадлежит полковник? (Ближе к поколению Чацкого.) А по мировоззрению?
– Итак, после «оды» Фамусова старой Москве идет возмущенный, полный гнева монолог Чацкого «А судьи кто?» . Прочитайте его. Чем вызван этот протест?
– Почему Чацкий говорит о «душевной нищете» поколения Фамусовых?
– Что понял Скалозуб из монолога Чацкого?
2. Практическая работа.
– С 7-го по 14-е явление развивается любовная тема. Получается не один, а целых три любовных треугольника. Какие?
Изобразим их графически.
– Понимает ли наконец Чацкий, что Софья влюблена в Молчалина?
III. Итог урока.
Вывод. Во II действии начинает развиваться общественный конфликт и усложняется любовная линия пьесы. Мы с вами определили содержание этих конфликтов.
Домашнее задание: прочитать III действие; выучить монолог Чацкого или один из монологов Фамусова; продолжить заполнение таблицы.