Урок 22
Тема: звуки речи
Цели: уточнить знания учащихся о различении звуков и букв; продолжать словарную работу.
Ход урока
I. Минутка чистописания.
1. Подготовка руки к письму.
ЗАЙКА И БАРАБАН
Зайка взял свой барабан
И ударил трам-там-там.
Пальчики в кулачок. Указательный и средний пальцы вверх, они прижаты. Безымянным и мизинцем стучат по большому пальцу.
2. Выполнение упражнения 1, с. 62.
II. Словарная работа.
? Отгадайте загадку.
Я, сознаюсь, виновата,
Я хитра и плутовата.
Я в курятник вечерком
Часто бегаю тайком.
(Лиса.)
– Опишите это животное. Какие слова вы использовали, что они называют? (Признаки.)
– Как назвать это животное мужского пола? (Лис.)
– Добавьте к этому слову часть-ица.
Какое слово у вас получилось? (Лисица.)
К части лис– добавим –ица.
Получается лисица.
– Составьте и запишите предложение о лисице.
III. Актуализация опорных знаний.
– Попробуйте произнести какое-нибудь слово без голоса. Поняли вы эти слова? А что помогает нам проговаривать слова?
– Слова образуются при помощи звуков, которые мы произносим.
– Сравните слова сок и сом. Что общего, в чем различия?
– Назовите звуки первого слова. Что вы можете рассказать о них?
– Назовите звуки второго слова. Что вы можете о них рассказать?
– Что мы должны использовать, чтобы эти слова записать?
(Буквы.)
– Достаточно заменить один звук на другой, и может получиться новое слово.
! Поиграем в игру «Звук заблудился».
Найдите в стихотворение «заблудившийся» звук.
Посмотрите-ка, ребятки,
Раки выросли на грядке!
Говорят, один рыбак
В речке выловил башмак.
Но зато ему потом
На крючок попался дом!
Куклу выронив из рук,
Маша мчится к маме:
Там ползет зеленый лук
С длинными усами!…
Врач напомнил дяде Мите:
– Не забудьте об одном:
Обязательно примите
Десять цапель перед сном.
А. Шибаев
IV. Формирование новых знаний.
– Мы сегодня будем учиться записывать слова звуками. Для записи звуков вам понадобятся скобки [ ]. Запись слов звуками называется транскрипцией.
1. Выполнение упражнения 2, с. 62 и упражнения 3, с. 63.
– Рассмотрите рисунок. К какой он сказке?
– Назовите изображенных животных.
– Попробуем записать эти слова в транскрипции.
Учитель показывает запись транскрипции на доске.
[ВОЛК] –
[Л’ИСА] –
[РЫБА] –
– Сколько звуков в каждом слове? (4 звука.)
(Записать количество звуков напротив каждого слова. При записи мягких согласных показать запись-отметку «,».)
– Спишите предложение из упражнения 3 на с. 63.
– А сколько букв использовали при записи каждого слова? Допишите количество букв.
(Учитель показывает образец.)
– Прочитайте сообщение Грамматика.
– Повторите правило сами.
2. Выполнение упражнения 4, с. 63.
– Назовите изображенные предметы.
– Запишите эти слова парами.
– Попробуйте записать их в транскрипции.
– Сравните звучание слов. Какие звуки в них одинаковые?
– Какой звук меняет смысл слова?
– Подчеркните буквы, которые меняют смысл слов.
3. Выполнение упражнения 5, с. 64.
– Получать новые слова можно не только заменой одного звука на другой, но и вставляя его.
– Прочитайте загадку. Кто это?
– Как из слова кот получить новое слово?
– Запишите: кот – крот. Подчеркните букву, которая меняет смысл слова.
V. Закрепление.
– Продолжим играть в эту игру. Теперь будем убирать звуки из слов.
– Какой звук надо убрать, чтобы получилось новое слово?
Итак: волк, удочка, полк, мрак, коса, зубр, укол, щель, столб, уточка, хлев.
– А еще можно менять буквы местами.
– Составьте новые слова, изменяя порядок букв в слове.
кот – … (ток, кто)
пила – … (липа)
нора – … (рано)
нос – … (сон)
парк – … (карп)
VI. Итог урока.
– Продолжите предложения:
Мы слышим и произносим…
Мы видим, пишем и читаем…
– Попробуйте прочитать слова: [РУКА], [КН’ИГА], [МАК].